Художественная литература как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство — время первоначального становления личности. В последние годы на фоне прогрессивных изменений в области техники все больше детей и взрослых стали замыкаться в телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентированно на обеспечение познавательного развития детей. В свою очередь старший дошкольный возраст ребенка возраст является сензитивным для развития эмоциональной сферы. Ребенок дошкольного возраста открыт, для усвоения социальных и культурных ценностей, стремиться к признанию себя в мире других людей. Этот возраст характеризуется особой эмоциональной впечатлительностью, восприимчивостью, отзывчивостью.На сегодняшний день проблемы эмоционального развития дошкольников оказались в фокусе всеобщего внимания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 6
1.1. Сущность и содержание понятия «эмоциональная сфера», виды эмоций и их роль в жизни человека …………………… 6
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте …………………………………………. 11
1.3. Роль художественной литературы, как средства в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников……………… 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………. 19
Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………… 21
2.1. Диагностика уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников………………………………………... 21
2.2 Организация работы по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников посредством художественной литературы……………………………………………………… 27
2.3 Анализ результатов работы по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников посредством художественной литературы……………………………………………………… 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………… 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Результаты диагностики уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников………………………………………...
Сводные результаты диагностических исследований уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников……………………… 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акулова, О.В., Сомкова, О.Н., Солнцева, О.В., Гурович, Л.М. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Центр педагогического образования, 2008. - 240с.
Анохин, П.К.Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенного заболевания/Вестник АМН СССР №6, 1965.
Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ И. Л. Божович.- М. : ВЛАДОС, 1978 - 193 с.
Большая советская энциклопедия. 2-е издание .М.:Советская энциклопедия,1972. - 680с.
Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. М. :Академия, 2004
- 554 с.
Вайнер, М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников / М. В. Вайнер. - М. : 2006 -245 с.
Выготский Л. С. Проблема возраста: Собрание сочинений: В 6 т.:Т.4. М.: Педагогика, 1984 433 с.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский; под ред. Л. М. Штутиной, Л. М. Маловой. - М.: Педагогика, 1991 - 536с.
Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет : учеб. пособие
/ Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М., 2005.- 44 с.
Гурович, Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова; Под ред. В.И.Логиновой. – М.: Просвещение, 1992. – 64с.
Изард, К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб. : Питер,2003 - 464 с.
Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2004 - 288 с.
Кабалевский, Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя/Сост. В.И.Викторов. — М.: Просвещение, 1981. — 192с.
Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина.- Ярославль: Академия развития, 2006.- 237 с.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- М.: Издательский центр
«Академия», 2008.- 116 с.
Достаточно большое количество психолого-педагогических исследований посвящено проблеме развития эмоциональной сферы. Основу эмоциональной сферы составляют эмоции, эмоциональные состояния, чувства и настроение человека.Эмоциональные состояния – более длительные по сравнению собственно эмоциями эмоциональные переживания. Они в отличие от эмоций, могут длиться часами, днями, неделями и даже годами.Чувства - более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.Настроение - достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе [19, с. 49].Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [20, с. 436].

