Соотношение религиозной веры и научного знания в познавательном процессе на примере философских взглядов Ф.М. Достоевского
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования:
На сегодняшний день термины «знание» и «вера» принято друг от друга отделять. В результате они оказываются изолированными, если не учитывать наличие между ними глубинной взаимосвязи – господство знаний отмечается в целом ряде различных наук, а веру принято относить к религиозной сфере. Но подобное привычное на сегодня разделение не носит обязательного характера. Если проанализировать значительный период истории, то можно увидеть, что указанные термины имеют глубинную связь, общие теологические и философские черты, и а также научную целостность [121]. Связи между двумя терминами перестали существовать только в период Нового времени. В данной связи В.В. Зеньковский указал, что отделение веры от знаний для познавательного процесса произошло по той причине, что появилось ложное понятие «чистой философии».
Введение.
Глава 1. Историко-философский анализ первоначальных познавательных истоков проблемы соотношения веры и знания.
1.1. Древнейшие познавательные истоки проблемы соотношения веры и знания.
1.2. Вопросы соотношения веры и знания (разума) в античной философии.
1.3. Основные итоги Главы 1.
Глава 2. Проблема соотношения веры и знания в западной философии.
2.1. Проблема соотношения веры и знания в учениях христианских богословов и (до) Б. Спинозы.
2.2. Учения Д. Локка (до) И. Канта о вере и разуме.
2.3. Интерпретация связи веры и знания во взглядах Фихте и (до) Гегеля.
2.4. Соотношение веры и знания в учениях Шопенгауэра и (до) Маркса.
2.5. Взгляды западных исследователей на проблемы соотношения веры и разума (от Ч. Пирса до А. Бергсона).
2.6. Основные итоги Главы 2.
Глава 3. Разработка проблемы соотношения веры и знания в русской философии.
3.1. Философское видение проблемы соотношения веры и разума в трудах П.Я. Чаадаева и (до) В.С. Соловьева.
3.2. Взгляды Н.Ф. Федорова (до) Н.О. Лосского относительно проблемы соотношения веры и знания..
3.3. Отражение вопросов соотношения веры и знания в исследованиях Л.И. Шестова и (до) Э.В. Ильенкова.
3.4. Ф.М. Достоевский о соотношении веры и знания.
3.5. Основные итоги Главы 3.
Глава 4. Философская концепция Ф.М. Достоевского решения проблемы соотношения веры и знания в познавательном процессе:сущность, значение, возможности применения.
4.1. Основные результаты историко-философского исследования проблемы соотношения веры и знания в западной и русской философии: четыре основных концепции ее решения.
4.2. Теоретико-методологический анализ познавательного инструментария решения проблемы соотношения веры и знания в западной и русской философии и возможности его дальнейшего развития.
4.3. Концепция Ф.М. Достоевского о соотношении веры и знания как новая исследовательская концепция русской и мировой философии
4.4. Возможности и перспективы применения новой исследовательской концепции Ф.М. Достоевского.
4.5. Основные итоги Главы 4.
Заключение.
Список литературы.
Список литературы
Августин Аврелий Монологи//Августин Аврелий Творения. Т.1-4. СПб; Киев: Алетейя; УЦИММ-Пресс, 2000.-. 742 с.
Ажимов Ф.Е. Методологическая роль метафизических оснований в гуманитарном познании (историко-философский анализ). Автореф дисс. …доктора философских наук. - М., 2011. - 48 с.
Аквинский Фома. Сумма теологии, Часть I. Вопросы 1-43 / Пер. с лат. С. Еремеев и А. Юдина. - Киев: Ника-центр Эльга; М.: Элькор-МК, 2002. – 560 с.
Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева / сочинение И. С. Аксакова. – М.: типография М. Г. Волчанинова (б. М. Н. Лаврова и К°), 1886. -327 с.
Амстронг К. Краткая история мифа / Пер. с английского: А. Блейз. М.: Открытый Мир, 2005.-. 160 с.
Алѐхина Е. В. Концепция смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX- первая половина ХХ века) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - М., 2011. – 48 с.
Античные философы: свидетельства, фрагменты и тексты. – Киев, 1995. – 313 с.
Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А Коллинз Ответственный редактор Б. В. Мееровский Перевод Е. С. Лагутина, А. С. Богомолова, И. Б. Румера Москва: Мысль, 1981.- 302 с.
Антоновский А.Ю. Эволюционный подход к развитию науки. К русскому переводу работы Н. Лумана «Эволюция науки» // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 52. № 2. С. 201–214.
Антология русской философии: В 3 т. - СПб.: Сенсор, 2000. Т.1 – 542 с. Т.2 - 575 с. Т.З - 639 с.
Антонов K.M. Философия религии в русской метафизике XIX-начала XX века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. - 360 с.
Аристотель Сочинения в 4. т. M, 1990. – 2676 с.
Аскольдов С.А. Мысль и действительность. - СПб., 1914. – 387 с.
Бажов С.И. Проблемы методологии историко-философского исследования // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/10/1648 (дата обращения: 14.10.2019).
Если обращаться к истории, то следует сказать о том, что связь между знанием и верой прослеживается с давних времен, когда существовали мифические представления у людей. Решение указанной проблемы представлялось еще тогда важным для человечества, это предел возможного понимания мира, когда есть возможность различной интерпретации окружающего мира. В сегодняшней философии отмечается использование ряда приемов из постмодернизма – грамматологии, постструктурализма и других. При этом велика роль метафизики, поскольку отрицаются основные ее идеи, которые связаны с необходимостью понимания глубинных сторон бытия и различных смыслов.Об этом отлично выразился В.А. Кутырев при рассмотрении философских возможностей тех, кто решил принять сторону постмодернизма:они «просто привыкают, научаются манипулировать соответствующими терминами и словами. В их устах и писаниях он (смысл – примеч. автора статьи) предстает как род абсурдистской литературы со всеми ее типическими признаками. Его, мол, и не надо понимать…Да и вообще: истина, логика, организация, смысл - все это устарело, стремиться к ним – значит стремиться к «репрессивной ясности»…выписывается индульгенция на существование в мире с «закрытыми глазами» [184 , с.4 ].

