Развитие эмпатии у младших школьников посредством художественной литературы на уроках литературного чтения
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современного общества предполагает формирование инициативной, активной, самостоятельной, творчески ориентированной личности. Одним из источников активно развивающейся личности выступает эмоциональная сфера. Мир чувств и эмоций, как и другие формы психической деятельности, является способом отражения объективного мира и человека в нём, и представляет собой многогранную и до конца не изученную сферу.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования отражаются личностные результаты освоения основной образовательной программы, которые включают в себя: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально–нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. У детей младшего школьного возраста с ослабленной способностью к эффективной саморегуляции, эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного не
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
1 Теоретические основы развития эмпатии у младших школьников посредством художественной литературы на уроках литературного чтения 7
1.1 Сущность и особенности развития эмпатии младших школьников 7
1.2 Потенциал художественной литературы как средства развития эмпатии младших школьников 14
1.3 Методы и приемы развития эмпатии младшего школьника посредством художественной литературы на уроках литературного чтения 19
2 Реализация системы работы по развитию эмоциональной сферы младшего школьника посредством художественной литературы на уроках литературного чтения на базе Елизовской Средней школы № 7 им. о. Н Мамченкова 26
2.1 Диагностика развитости эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста 26
2.2 Система работы по развитию эмпатии младшего школьника посредством художественной литературы на уроках литературного чтения 37
2.3 Динамика развитости эмпатии младшего школьника 50
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложения 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. .Глоба Н. В. К проблеме методов исследования эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2008. №3.
2. Гармаева Т. В. Психология развития эмоциональной культуры младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. №2.
3. Андронова Н.В., Постникова А. С. Развитие эмоциональной культуры младших школьников // Огарёв–Online. 2016. №21
4. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 254–256.
5. Воробьева К.В. К вопросу о формировании эмпатии у младших школьников // Символ науки. 2020. №11.
6. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников / Л.П. Выговская // Психoлoгический журнал. – 2017. – №4. – С. 55–65.
7. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего или среднего школьного возраста/ Т.П. Гаврилова. М.: Академия, 2017. – 178 с.
8. Иванов Н. Н. Воспитание читательской эмпатии в процессе работы с произведением литературы // Ярославский педагогический вестник. 2017. №4.
9. Иванов Н. Н. Воспитание читательской эмпатии в процессе работы с произведением литературы // Ярославский педагогический вестник. 2017. №4.
10. Игошина Н. В. Развитие у младших школьников эмоционально–нравственной Отзывчивости на уроках внеклассного чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75–2.
11. Курносова С.А. Содержание воспитания эмоционально–нравственной отзывчивости у младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2011. №3.
12. Овчаренко Е Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста./ Автореферат диссертации.– Волгоград, 2003.
13. Ощепкова Л С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у младших школьников./ Автореферат диссертации.– Ижевск, 2001.
14. Самойлова Т.А. Формирование эмпатии у младших школьников на уроках литературного чтения: сборник трудов конференции. // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2021 : материалы Всеросс. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13 авг. 2021 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 130–133.
15. Ферапонтова Л. П. Способность к идентификации эмоциональных состояний и эмпатии как критерии эм
Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве. Проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности и воспитания эмпатии занимает значительное место в научных исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, И.М.Юсупова, Т.Д.Корягина, Е.Н.Козлова, Л.П.Стрелкова, А.Д. Кошелева, А.Э.Штейнмец и др.
Помогая детям развить сочувствие, стремление совершить настоящий поступок, стимулировать чувство смущения, сожаления, когда поступил плохо, имеет важное значение вовремя выбрать такие средства, которые будто бы помещали ребенка в положение другого, страдающего, побуждали его переживать то, что переживает другой. Немаловажную роль в этом вопросе играет художественная литература.
Необходимость использования произведений художественной литературы в воспитании эмпатии обоснована многими исследователями и просветителями: Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.Т. Белинским, А.С. Пушкиным, А.М. Горьким, Я.А. Коменским, И.П. Песталоцци, Д. Локком, И.А. Ильиным, Д.С. Лихачевым, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.И. Божович. Такие исследователи, как С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.П. Стрелкова, Л.М. Гурович говорят о значимости воспитания эмпатии у детей младшего школьного возраста. Художественная литература является безграничным источником развития нравственных, эстетических, интеллектуальных и социал

