Психолого-педагогическая коррекция тревожности у младших школьников

Цель работы изучение тревожности и ее влияние на процесс адаптации у младших школьников
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.08.2022
Объем файла
522 Кб
Количество страниц
85
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3200 руб.
4000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и, определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Актуальность темы заключается в том, что тревожность в определенной степени может нарушить процесс адаптации. Ребенок, переступив впервые «порог школы» испытывает колоссальные изменения в своем обычном биоритме жизни. Для него это тяжелое испытание, которое в свою очередь сопровождается понижением успеваемости по школьным предметам, трудности в общение со сверстниками, возрастает напряженность, т

Содержание
Введение ................................................................................................................ 3
Глава 1 Теоретические аспекты тревожности как эмоциональной
неблагополучности у детей младшего школьного возраста ............................. 6
1.1 Понятие и причины тревожности в младшем школьном возрасте .......... 6
1.2 Виды тревожности ...................................................................................... 15
1.3 Особенностипроявления эмоциональной сферы в младшем школьном
возрасте ............................................................................................................. 19
1.4 Соотношение уровня тревожности и процесса адаптации ...................... 33
1.5 Методы снижения тревожности младших школьников .......................... 37
Выводы по первой главе……………………………………………….……… 37
Глава 2 Практическая работа по коррекции тревожности адаптационный период .................................................................................................................. 48
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация
результатов ...................................................................................................... 48
2.2 Программа коррекции школьной тревожности у младших школьников с
помощью упражнений и игр .......................................................................... 60
2.3 Сопоставление результатов первичной и повторной диагностики ........ 63
Выводы по второй главе……………………………………………………… 61
Заключение……………………………………………………………………….63
Литература……………………………………………………………………… 65
Приложение 1 ....................................................................................................... 78
Приложение 2 ....................................................................................................... 83
Приложение 3 ..............................................

Литература 

1. Айзенк Х. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2017. 

2. Аракелов Н., Шишкова Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. – 2018. – № 1. – С. 18. 

3. Астапов В.Н. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2016.  

4. Божович Л. Развитиеаффективно-потребностной сферы человека/ 

Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – 

Просвещение, 2018.  

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – 

СПб.: Питер, 2018.  

6. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. От младенца 

до подростков. – М.: МПСИ, 2017.  

7. Варга А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания // 

ОГИ, Фонд научных исследований« Прагматика культуры», 2016.  

8. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М.: АСТ, 2014.  

9. Вачков Тревожность, тревога, страх: различие понятий // Школьный 

психолог. – 2016. – № 8. – С. 9. 

10. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Перовского. 

- М.: Академия, 2016.  

11. Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков / 

Бурменская Г. В., Карабанова О. А., и др. – М.: Академический 

Проект, 2015. 

12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской психологии. – СПб.: Питер, 2019.  

13. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. – Собр. соч.: В 6 т. – Т. 4. – М.: 

Педагогика, 2014. 

14. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В.6 т. – М.: Академия, 2013. – т. 5.  

 

15.Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: 

КРОН- ПРЕСС, 2016.  

16. Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и 

подростков / Сост. Ю. Л. Ханин. – Вильнюс, 2018. 

17. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Флинта, 2015. 

18. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования личности. Принцип развития в психологии. Сборник 

статей / Под ред. Л.И. Анциферовой. – М.: Наука, 2018.  

19. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, 2017.  

20. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – СПб.: Медицина, 

2018.  

21. Изард Эмоции человека. – М.: Академия, 2016.  

По законам компенсации она может выражаться в «прямо противоположном
поведении» — в негативизме и демонстративных реакциях. Учитывая,
что период подросткового возраста традиционно понимается как время
бурных реакций эмансипации, подобные поступки зачастую адресованы
учителям, которые, однако, не являются их единственным объектом. Косвенными участниками событий становятся сверстники-одноклассники , благоприятные отношения с которыми представляют собой важный
ресурс психологического благополучия подростка. Некоторыми
подростками попытка «произвести впечатление на одноклассников»
своей смелостью или принципиальностью расценивается как способ
получить личностный ресурс совладания с состоянием тревоги.
Еще одной типичной формой поведения, маскирующей
тревожность, является «уход» в аддиктивное поведение [19]. Если
преодолеть беспокойство, связанное со школьной жизнью, не удается,
подросток может выбрать путь наименьшего сопротивления и найт