Совершенствования государственного (муниципального) управления развитием системы образования на примере Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального района Борский Самарской области
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время в России создана система непрерывного образования, которая оперативно реагирует на изменения потребностей детского и взрослого населения в образовании и эффективном решении задач социально-экономического, политического, нравственно-воспитательного характера в интересах личности, государства и общества.
Обеспечение доступности качественных услуг образования, переход к непрерывному индивидуализированному образованию для всех является одной из основных задач создания инновационной социально-ориентированной экономики. В соответствии с этим необходима модернизация системы дополнительного образования детей.
Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, под которым понимается «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Цель непрерывного образования - целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей» [22].Дополнительное образование детей в системе непрерывного образования направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы совершенствование системы управления образовательной организацией дополнительного образования детей 9
1.1. Становление и развитие дополнительного образования в России 9
1.2. Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации 19
1.3. Нормативно-правовые основы и организационные условия деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей в современных условиях 23
Глава 2. Анализ системы управления МБУ ДО «Детская школа искусств» муниципального района Борский Самарской области 35
2.1. Общая характеристика МБУ ДО «Детская школа искусств» муниципального района Борский Самарской области 35
2.2. Результаты внутреннего анализа деятельности МБУ ДО «Детская школа искусств» муниципального района Борский Самарской области 39
2.3. Практические рекомендации по совершенствованию системы управления МБУ ДО «Детская школа искусств» муниципального района Борский Самарской области 50
Заключение 61
Список библиографических и интернет источников 63
Приложения 69
Список библиографических и интернет источников
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html#comments
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – URL:http://base.garant.ru/12112604/1/#block_111111
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/10164072/1/#block_10000
4. Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом от 30 декабря 2008 года №197-ФЗ. [Электронный ресурс]. – URL: http: //www.rg.ru/2001/12/31/trud-dok.html.
5. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/10164235/1/#block_1002
6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 ноября, 30 декабря 2006 г., 2 марта, 17 мая, 26 июня, 29 ноября, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 22, 23 июля 2008 г., 3 июня, 17 июля 2009 г., 5 апреля, 8, 19 мая, 22 июля, 29 декабря 2010 г., 4 июня, 11, 18 июля, 6, 16 ноября 2011 г., 20, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 11 февраля, 2 июля, 28 декабря 2013 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/10105879/1/#block_100
7. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (С изменениями и дополнениями от: 24 июля, 18 октября 2007 г., 8 мая 2010 г., 14 июня, 18 июля, 6 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г.) [Электронный ресурс]. – URL:http://base.garant.ru/190157/ 1/#block_100
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – URL:http://base.garant.ru/70291362/
9. Решение Коллегии Минобразования РФ от 25 апреля 1994 г. N 12/1 «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jd-normy/r1n.htm
10. Решение Коллегии Минобразования РФ от 23 ноября 1994 № 22/1 «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jd-normy/r1n.htm
11. Буданова, Г.П., Буйлова, Л.Н.Вопросы дополнительного образования детей в национальной образовательной политике Российской Федерации // Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова [Электронный ресурс]. – URL:http://dopedu.ru/stati/voprosi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-natsionalnoy-obrazovatelnoy-politike-rossiyskoy-federatsii
12. Буйлова, Л.Н. Проблемы организации дополнительного образования детей в «Нашей новой школе» // Л.Н. Буйлова [Электронный ресурс]. – https://gendocs.ru/v33795/
13. Буйлова, Л.Н.Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации // Л.Н. Буйлова [Электронный ресурс]. – URL: http://dopedu.ru/stati/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii
14. Буйлова, Л.Н. Стандартизация дополнительного образования детей как средство обеспечения его сохранения в образовательной системе // Л.Н. Буйлова [Электронный ресурс]. – URL:http://dopedu.ru/stati/standartizatsiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-kak-sredstvo-obespecheniya-ego-sochraneniya-v-obrazovatelnoy-sisteme
15. Буйлова, Л.Н. Становление и развитие дополнительного образования в России: исторический контекст // Л.Н. Буйлова [Электронный ресурс]. – URL: http://dopedu.ru/stati/stanovlenie-i-razvitie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-rossii-istoricheskiy-kontekst
16. Васин, С.М., Бареева, И.А. К вопросу о совершенствовании системы управления общеобразовательным учреждением // С.М. Васин, И.А. Бареева/ Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, № 24, 2011.-[Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sovershenstvovanii-sistemy-upravleniya-obscheobrazovatelnym-uchrezhdeniem
17. Голованов, В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 69–84 [Электронный ресурс].-URL: http://pstgu.ru/download/1242127336. golovanov.pdf
18. Детская художественная школа: официальный сайт учреждения [Электронный ресурс]. – https://borsk.smr.muzkult.ru/d/struktura_3
19. Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. - http://www.dopedu.ru/gos-politika/828-iz-2018-v-2019.html
20. Иванов, А.Е., Матвийшина, Е.М. Анализ методов оценки деловой репутации // А.Е. Иванов, Е.М. Матвийшин / Вестник Южно-Уральского университета, Серия: Экономика и Менеджмент, № 21 (154), 2009.- [Электронный ресурс]. – URL:http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-metodov-otsenki-delovoy-reputatsii
21. Козлова, Н.П. Формирование положительного имиджа и деловой репутации компании // Н.П. Козлова / Вестник Астраханского технического университета. Серия: Экономика, № 1, 2001.- [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-polozhitelnogo-imidzha-i-delovoy-reputatsii-kompanii
22. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 г., одобренная Коллегией Министерства образования РФ от 6 октября 2004г. № ПК-2) - [Электронный ресурс]. – URL: http://infopravo.by.ru›fed2004/ch03 /akt14745.shtm
23. Корпоративная имиджелогия: научно-практический журнал онлайн [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ci-journal.ru/journal/journal-online/
24. Куприянов Б.В., Татаринова И.Б. Программирование развития учреждения дополнительного образования детей // Б.В. Куприянов, И.Б. Татаринов [Электронный ресурс]. – URL:http://dopedu.ru/stati/programmirovanie-razvitiya-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey
25. Куприянов, Б.В. Учреждения дополнительного образования детей: периодическая система социально-педагогических элементов // Б.В. Куприянов [Электронный ресурс]. – URL:http://dopedu.ru/stati/uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-periodicheskaya-sistema-sotsialno-pedagogicheskich-elementov
26. Куприянов, Б.В. Функции учреждений дополнительного образования детей // Б.В. Куприянов [Электронный ресурс]. – URL:http://dopedu.ru/stati/funktsii-uchrezhdeniy- dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey
27. Латфуллин, Г.Р., Громова, О.Н. Организационное поведение: Учебник для вузов // Г. Р. Латфуллин, О. Н. Громова / ЗАО Издательский дом «Питер»; Санкт-Петербург, 2004 [Электронный ресурс]. – URL:http://vse-uchebniki.com/povedenie-organizatsionnoe/organizatsionnoe-povedenie-latfullin.html
28. Леонтович, А.В. О направленности дополнительного образования [Электронный ресурс]. – URL: http://dopedu.ru/stati/o-napravlennosti-dopolnitelnogo-obrazovaniya
29. Малахов Ф.В. Управление процессом формирования и развития репутации современной российской организации: автореферат дис. ... кандидата социологических наук // Ф.В. Малахов / Московский гос. ун-т.-Москва, 2009. [Электронный ресурс]. – URL:http://www.ceninauku.ru/page_29157.htm
30. Павлов А.В. Среда учреждения дополнительного образования детей как условие воспитания творческой личности // А.В. Павлов [Электронный ресурс]. – URL:http://dopedu.ru/stati/sreda-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-kak-uslovie-vospitaniya-tvorcheskoy-lichnosti
31. Попов, А.А. Философские основания концепции открытого дополнительного образования // А.А. Попов [Электронный ресурс]. – URL:http://dopedu.ru/stati/filosofskie-osnovaniya-kontseptsii-otkritogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya
32. Тихомирова, Н.Г Формирование организационной структуры учреждения дополнительного образования детей: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Н.Г. Тихомирова / Ярослав.гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского - Ярославль, 2012. [Электронный ресурс]. – URL:http://dopedu.ru/monografii/dissertatsionnie-issledovaniya-2011-2012-gg
33. Управление репутацией // Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
34. Устав МБУ ДО «Детская школа искусств», принятый общим собранием коллектива Протокол № 20 от 09 июня 2016г. [Электронный ресурс]. – https://borsk.smr.muzkult.ru/d/struktura_3
35. Юдина, Т.А. Мониторинг формирования и управления репутацией высшего учебного заведения // Т.А. Юдина / Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, № 24, 2011.- [Электронный ресурс]. – URL:http://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-formirovaniya-i-upravleniya-reputatsiey-vysshego-uchebnogo-zavedeniya
36. Ковальчук О.В. Направления совершенствования и развития муниципальной системы управления качеством образования // СИСП. 2011. №4.
37. Митин Г.Н., Тимченко А.Г., Шамарова Г.М. Основы государственного и муниципального управления.
38. Анализ рынка дополнительного образования детей в России в 2016-2020 гг, оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021-2025 гг. https://businesstat.ru/catalog/id9401/
39. Сайт МБУ ДО «Детская школа искусств» [Электронный ресурс] - https://borsk.smr.muzkult.ru/d/struktura_3
40. Г.А. Васильев, В.А. Поляков Рекламный маркетинг [Электронный ресурс] https://nashaucheba.ru/v27979/?cc=1
41. Справочник заместителя директора школы [Электронный ресурс]
https://www.menobr.ru/article/59414-povyshenie-konkurentosposobnosti-obrazovatelnoy-organizatsii-reputatsiya-oo-i-pedagogov
Учреждение субсидируется внешними источниками, а именно из бюджета района, на протяжении многих лет одной и той же суммой. И лишь в 2021 году ставка субсидирования была немного повышена. Доход от деятельности в части платных услуг всегда стабилен и минимален, в основном от образовательной деятельности и от проката инструментария. В целях изучения психологического климата организации было проведено анкетирование сотрудников на предмет выявления данного компонента по методикам А.Н. Лутошкина (Приложения 1). По результатам исследования был составлен протокол (Приложение 2). В анкетировании принимали участие 10 респондентов. По шкале А.Н. Лутошкина, показатель +22 и более – свидетельствует о высокой степень благоприятности социально- психологического климата. Рассчитав средне групповую оценку, получаем цифру 26,4, что указывает на высокую степень благоприятности социально - психологического климата в данном коллективе. Также было проведено исследование удовлетворенности трудом по методике определения А.В. Батрашева (Приложение 3). По результатам исследования был составлен протокол (Приложение 4). В анкетировании принимали участие 10 респондентов. Девять компонентов, составляющих анкеты, проанализированы в процентном значении: интерес к работе – 55%; удовлетворенность достижениями в работе – 75%; удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками – 85%; удовлетворенность взаимоотношениями с руководством – 56,5; уровень притязаний в профессиональной деятельности – 55%; предпочтение выполняемой работы высокому заработку – 52,5%; удовлетворенность условиями труда – 65%, профессиональная ответственность – 55%; общая удовлетворенность трудом – 71,4%.