Внеурочные занятия фитнесом как средство повышения уровня физической подготовленности школьников 14-15 лет
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что ведение здорового образа жизни, регулярная двигательная активность, рациональное сбалансированное питание являются основой детского здоровья, приводящей к улучшению многих физиологических и морфологических показателей подрастающего поколения. Приоритеты государственной политики в области образования включают в себя формирование здорового поколения.
В законе «Об образовании РФ» говорится о приоритете жизни и здоровья человека, получающего образование. В Государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначены задачи данного документа, среди которых первая задача – охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников.
Аргументировано, что большинство подростков имеют высокий процент заболеваемости – нарушения работы органов зрения, нарушения осанки и сколиозы, что предполагает большой процент детей с наличием хронических заболеваний. Это связано в первую очередь с малоподвижным образом жизни, а именно гиподинамией. Обусловлено это не знанием и непониманием важности для организма потребности в движении и занятиях физической культурой, к несчастью, дети предпочитают проводить большую часть свободного времени за гаджетами, часами находясь в неподвижном положении.
Проблема остается актуальной, поскольку формирование здорового образа жизни вызвано возрастанием и изменением характера нагрузок на организм ребенка. В учебное время дети поглощают большое количество информации, их внимание снижается, они становятся вялыми и уставшими. Но ведь мы знаем, что отдых – это смена деятельности. При условии, что деятельность будет физически активной, мы можем извлечь пользу для организма обучающихся.
Исследования Н.И. Дворкиной, О.С. Трофимовой и В.В. Роговой, 2019 показали, что у школьников недостаточно сформированы представления о значении для здоровья двигательной деятельности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, состояния окружающей среды, а также недостаточно сформированы представления о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.
Оглавление
Введение....................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы физической подготовленности школьников 14-15 лет при занятии фитнесом................................6
1.1. Понятие и сущность физической подготовленности в педагогической науке............6
1.2. Психолого-педагогические особенности физической подготовленности школьников 14-15 лет .........................12
1.3. Фитнес как средство физической подготовленности школьников 14-15 лет............17
Глава 2. Исследование физической подготовленности школьников 14-15 лет при занятии фитнесом......................24
2.1. Описание процедуры исследования...............................................................................24
2.2. Разработка программы внеурочных занятий фитнесом как средства повышения уровня физической подготовленности школьников 14-15 лет...................32
2.3. Анализ результатов исследования..................................................................................34
Заключение..............................................................................................................................45
Список использованной литературы ....................................................................................48
Приложения............................................................................................................................54
Список использованной литературы
1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. – Изд. 2 -е. – СПб.: Питер, 2019. – 433 с.
2. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. – М.: ФиС, 2020. – 165 с.
3. Барановская Т.А., Шестакова Т.А. Проблемы повышения двигательной активности школьников 14-15 лет средствами фитнес-йоги // В сборнике: Физическая культура и спорт в Тульской области: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы региональной научно-практической конференции. – 2020. – С. 40-41.
4. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: «ФиС», 2011. – 186 с.
5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 2020. – 146 с.
6. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н. Практикум по психофизиологической диагностике. – М.: Физкультура и спорт, 2020. – 140 с.
7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физическая культура и спорт, 2019. – 234 с.
8. Бурханов С.В., Снежницкая В.В.Фитнес-системы в физкультурно-оздоровительной деятельности подростков // Вопросы педагогики. –2022. –№ 3-2. –С. 39-42.
9. Гайнанова Н.К, Казызаева А.С.,Выставкина В.Ф.
Морфологические и функциональные особенности подростков 13-15 лет с различным уровнем двигательной активности: монография / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Бийскийпед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина". – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2019. – 111 с.
10. Георгиева Н.Г.Влияние фитнес систем на формирование мотивации к занятиям физической культурой подростков специальной медицинской группы // Слобожанский научно-спортивный вестник. –2019. –№ 5 (38). –С. 59-63.
11. Грудина С.В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы II Международной научной конференции. – 2022. – С. 70-72.
12. Дарданова Н.А., Ю.А. Ильюхина, Д.В. Золотухин. Физическая подготовленность старших школьников под влиянием внедрения средств фитнеса в программу по физической культуре в школе // В сборнике: Дети. Спорт. Здоровье. Межрегиональный сборник научных трудов по проблемам интегративной и спортивной антропологии. Под общей редакцией доктора медицинских наук, профессора Р.Н. Дорохова. Смоленск, 2019. – С. 15-21.
13. Двигательная активность как основа здорового образа жизни: материалы Научно-практической конференции с международным участием, Астрахань, 16 апреля 2019 г. / Минобрнауки России, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Астраханский гос. ун-т" (Астраханский гос. ун-т). – Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2019. – 148 с.
14. Дворкин Л.С., Головко П.В. Влияние занятий силовым фитнесом на показатели физического здоровья школьников 8-9-х классов // В сборнике: Интеграция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в сфере физической культуры и спорта. Материалы научного симпозиума, посвященного 95-летию журнала "ТиПФК". 2020. – С. 184-189.
15. Евстафьев Б.В. Понятийный словарь по физической культуре и спорту. – СПб: Образование, 2022. – 126 с.
16. Жук Л.А., Сайкина Е.Г.Особенности физкультурно-оздоровительной работы с подростками в фитнес-клубах // В сборнике: Фитнес в физкультурном образовательном пространстве России и подготовке специалистов по физической культуре и спорту. Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею института физической культуры и спорта. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. –2019. –С. 129-134.
17. Иванова Г.В., Хуснутдинова А.М.Специфика организации фитнес-центра для детей и подростков в условиях дополнительного образования // В сборнике: Традиции и инновации в хореографическом образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию кафедры хореографии. Научный редактор И.С. Цыремпилова. –2019. –С. 157-168.
18. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы // Психомоторика. Сб. научн. трудов. – М.: Просвещение, 2015. – 166 с.
19. Калашников И.А., Кукоба Т.Б. Фитнес-тренировка детей и подростков с использованием отягощения: безопасность и эффективность // В сборнике: Инновации и традиции в современном физкультурном образовании. Материалы Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Сост. Т.К. Ким. Москва, 2021. –С. 106-113.
20. Каримова А.Р. Влияние занятий силовым фитнесом на развитие физических качеств и функциональных возможностей школьников 15-16 лет // В книге: Тезисы докладов ХLVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. Материалы конференции. – 2019. – С. 257-258.
21. Кафка Б. Функциональная тренировка. Спорт. Фитнес: просто, эффективно, быстро: новое направление фитнеса для начинающих, продвинутых и профессионалов: [пер. с нем.] / Б. Кафка, О. Йеневайн. – М.: Спорт, 2018. – 176 с.
22. Качко Е.Ю.Образ тела подростков и занятия фитнесом // В сборнике: Векторы образования: от традиций к инновациям. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». –2019. –С. 29-32.
23. Кенарева Л.Ф. Фитнес в оздоровительной физической культуре и спорте: учебное пособие для обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Петрозаводский государственный университет. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2019. – 65 с.
24. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Изд. 9-е. – СПб.: Питер, 2019. – 388 с.
25. Кукоба Т.Б. Фитнес-технологии. Курс лекций: учебное пособие / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет". – М.: Московский педагогический государственный университет, 2020. – 233 с.
26. Лизенко К.В.Влияние занятий фитнесом на организм подростков // В сборнике: Лучшая студенческая статья 2019. сборник статей XXV Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 ч. –2019. –С. 207-211.
27. Лукьянова А.И., Зиновьева Р.Н.Повышение скоростно-силовой выносливости школьников по фитнес-аэробике // В сборнике: Научное сообщество студентов.междисциплинарные исследования. Сборник статей по материалам CIX студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск, –2021. –С. 78-81.
28. Манакова Я.А., Шульгина К.А., Гердт В.А.Организации фитнес-тренировок мальчиков-подростков в условиях пандемии COVID-19 // В сборнике: Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Cборник статей VII-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань, 2021. –С. 180-181.
29. Муфаззалова Д.Р. Повышение физической активности подростков средствами фитнеса // В сборнике: Актуальные проблемы образования: позиция молодых. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – 2020. – С. 77-79.
30. Нагаева Т.А., Басарева Н.И., Пономарева Д.А. Физическое развитие детей и подростков: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103.65 "Педиатрия". – Томск: Сибирский гос. мед.ун-т, 2021. – 99 с.
31. Нормативы физического развития детей и подростков: современные методы сбора, статистической обработки и анализа данных: учебное пособие для студентов медико-профилактических, педиатрических и лечебных факультетов медицинских вузов / М.Ю. Гаврюшин, О.Ю. Милушкина, Н.А. Скоблина [и др.]; Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный медицинский университет", Кафедра гигиены питания с курсом гигиены детей и подростков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова", Кафедра гигиены педиатрического факультета. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Перо, 2019. – 50 с.
32. Сайкина Е.Г., Лобанов Ю.А., Смирнова Ю.В. Концепция оздоровления школьников средствами фитнеса в реалиях современной школы: монография / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – 218 с.
33. Сальников В.А. Способности в сфере спортивной деятельности. – Омск: СибГАФК, 2018. – 144 с.
34. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2020. – 312 с.
35. Слепакова Д.А.Фитнес как средство физической подготовленности подростков // В сборнике: ХIV Ежегодная научная сессия аспирантов и молодых ученых. Материалы Всероссийской научной конференции. Главный редактор В.Н. Маковеев. Вологда, 2020. –С. 468-470.
36. Смирнов В.М., Кузнецова К.Ю. Использование фитнес-технологий как средств развития интереса к занятиям физической культурой у школьников // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Сборник научных статей факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Под редакцией Л.В. Кашицыной. Саратов, 2019. – С. 116-118.
37. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников / Под ред. В. И. Усакова. – М.: Просвещение, 2021. – 126 с.
38. Стамбулова Н.В. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 10-15 лет. – СПб: Питер, 2020. – 48 с.
39. Столяров В.И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы): монография / Спартианский гуманистический центр Российского государственного ун-та физической культуры, спорта, молодежи и туризма. – Саратов: Наука, 2018. – 312 с.
40. Управление движением / Под ред. А. А. Митькина. – М.: Наука, 2020. – 68 с.
41. Физиология человека: учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / под обш. ред. В.И. Тхоревского. – М.: Физкультура, образование и наука, 2021. – 492 с.
42. Физическая культура. Фитнес: учебное пособие / Т.Н. Шутова, Д.В. Выприков, О.В. Везеницын и др.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова" (ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова"). – М.: ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", 2019. – 131 с.
43. Физическое развитие детей и подростков школьного возраста: учебное пособие для использования в образовательных учреждениях, реализующих реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направлению подготовки специалитета по специальностям 32.05.01 "Медикопрофилактическое дело", 31.05.01 "Лечебное дело", 31.05.02 "Педиатрия" / [Гаврюшин М.Ю., Сазонова О.В., Бородина Л.М. и др.]; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный медицинский университет" Министерство здравоохранения Российской Федерации, Кафедра гигиены питания с курсом гигиены детей и подростков. – М.: Перо, 2019. – 83 с.
44. Фокин Г.А.Методика оздоровления подростков средствами фитнеса // В сборнике: Экологическая безопасность, здоровье и образование.сборник статей XIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Челябинск, 2020. –С. 361-365.
45. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Физкультура и спорт, 2020. – 424 с.
46. Черников Н.К. Инновационные фитнес-технологии в контексте современного физического воспитания школьников // В сборнике: Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 196-199.
47. Черников Н.К. Фитнес-технологии в системе физического воспитания школьников // В сборнике: Пути повышения результативности современных научных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 252-256.
48. Чесно А.В., Ватраль О.П. Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся образовательных организаций // Физическая культура, спорт и здоровье. –2020. –№ 35. –С. 137-140.
49. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2019. – 349 с.
50. Шепеленко С.А. Совершенствование процесса физического воспитания школьников на основе применения средств фитнеса // В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – 2020. – С. 238-242.
С целью оценки способности к перестроению и приспособлению двигательных действий был применен метод полосы препятствий. На расстоянии 100 м были установлены три флажка. Так первый флажок был расставлен через 25 м от линии старта, а два последующих флажка – на таких же расстояниях друг от друга. По сигналу старта испытуемый начинает бежать, преодолевая препятствия, последовательно обходя вокруг расставленных трех флажков сначала с правой стороны, а потом – с левой. Результаты фиксируются по: 1) времени при обхода флажков с правой стороны (с) с точностью до 0,01 с; 2) времени при обходе флажков с левой стороны (с) с точностью до 0,01 с.
При оценке способности к равновесию было предложено тестовое задание «Стояние на одной ноге». Испытуемый стоит на одной ноге на специально подготовленном бруске (высота – 25 мм, длина – 500 мм, ширина – 45 мм. Результаты производились оцениванию по времени удержания стойки с точностью до 0,01 с. Каждому испытуемому на выполнение давалось по две пробы для правой и левой ноги. В случае удержания равновесия в течение 2 минут тестовое задание прекращается и испытуемому записывается максимально высокий результат.