Психология умирания и смерти: клинико-психологический аспект

Целью исследования является анализ эффективности методологических разработок по преодолению страха смерти в подростковом возрасте
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.08.2022
Объем файла
950 Кб
Количество страниц
103
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

На сегодняшний день имеется достаточное число исследований, которые рассматривают проблематику процесса умирания и смерти с психологической, философской и социальной точек зрения (Абдулгалимова С.А., 2010; Кленина Е.А., 2001; Кукина М.В., 2011; Малыгина А.М., 2005; Минеев В.В., 2004; Никольская И.М., 2012; Орлова Ю.В., 2007; Шутова Л.В., 2005 и др.). Смерть является одной из сложнейших и до сих пор окончательно неразрешенной проблемой экзистенциального философского и психологического учения, на ряду с темами свободы, одиночества, смысла жизни и др. Несмотря на то, что эмпирического материала, который касается феноменологии смерти, накоплено достаточно, нет смысла отрицать, что вопрос отношения человека к процессу умирания и смерти до сих пор является недостаточно проработанным методологически.
 Отечественные и зарубежные авторы психологических работ (Л.И. Анцыферова, А.А. Баканова, А.В. Гнездилов, А.В. Осницкий, Н.В. Власова, А.П. Попогребский, С. Гроф, Р. Мэй, Ф. Перлз, О. Фени-кел, В. Франкл, 3. Фрейд, Г. Фейфел, К.Г. Юнг, И. Ялом и др.) описывают смерть и отношение к ней как один из основополагающих и особенно важных пунктов развития личности человека. В данном контексте под «развитием» подразумевается постоянное состояние становления и разрушения индивидуального мироощущения, когда человек непрерывно обретает и теряет части собственного осознания бытия.                   
Жизнь и развитие личности ограничивается рамками физического существования. Метафорически проведя линию, которая начнется с момента появления индивидуума на свет и закончится фактом установления биологической смерти, мы можем установить границы бытия конкретной личности. Сознательно признавая факт того, что жизнь конкретного человека не может длиться вечно, что каждый из нас обязан в какой-то момент столкнуться с пониманием собственной ограниченности во времени, мы сталкиваемся с проблемами отношения к субъективному существованию и страхом смерти.

Оглавление
Введение …………………………………………..…………………..…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты психологии умирания и смерти……………….9
1.1. Современные представления о смерти в психологии …………..….....……..9
1.2. Проблема отношения к смерти в системе жизненных ценностей человека...15
1.2.1. Отношение к собственной смерти и переживание страха смерти………..20
1.2.2. Отношение к смерти в подростковом возрасте…………………………….35
1.2.3. Переживание страха смерти близкого человека в подростковом возрасте.40
Выводы по первой главе……………………………………………………….…...52  
Глава 2. Эмпирический анализ эффективности методик воздействия на эго-состояния подростков, испытывающих страх смерти ………………...………...53
2.1. Программа и методики исследования ……...…………………………..…….53
2.2. Анализ клинических случаев……….……………………………………..…..56
2.2.1. Анализ работы с Ярославом: психологическая помощь подростку 14 лет в ситуации переживания неизлечимой болезни матери и страха смерти…………56
2.2.2. Описание хода сессии………………………………………………………..58
2.2.3. Фрагменты беседы психолога с матерью Ярослава…………………..……67
2.2.4. Анализ эффективности примененных методик воздействия на страх смерти……………………………………………………………………………….69
2.2.5. Анализ работы с Даниилом: кризисная психологическая помощь подростку 16 лет в ситуации смерти дяди и страха смерти………………………………….70
2.2.6. Описание хода сессии……………………………………………………….72
2.2.7. Анализ эффективности примененных методик воздействия на страх смерти……………………………………………………………………………….80
2.3. Практические рекомендации по проведению психологической коррекции негативных эго-состояний подростков, испытывающих страх смерти..………..81
Выводы по второй главе…………………………………...……………………….86
Заключение………………………………………………………………….………88
Список литературы………..……………………………………………….……….91
Приложения ……………………………………………………………….………..95

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов — М.: Академический Проект, 2000.

2. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни, текст. СПб.: Алетейя, 2001

3. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе: психол. консультация // Вопросы психологии, 2000.

4. Анцыферова Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997.

5. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. М.: Институт танатотерапии, 2002.

6. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: искусство жизни и смерти // Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике. М.: 2001

7. Баулина М.Е. Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. – М.: издательство ВЛАДОС, 2018.  

8. Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. — Л.: Наука, 1971.

9. Бордуков О.В. Проблема смерти в экзистенциализме // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, Л1>2, 2004.

10. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004.

11. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений в 6 томах: Т. 1. М.: «Педагогика», 1981.

12. Байярд Р. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 1991.

13. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии, 1997. № 1.

14. Гаврилова Т.А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики // Прикладная психология, № 6, 2001.

15. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллативной медицине. СПб.: «Речь», 2002.

16. Колоколов, Г.Р. Судебная медицина: курс лекций: [для студентов юрид. и мед. вузов] / Г.Р. Колоколов- М. : Экзамен, 2006.

17. Костенич Г. Н., Проблема смысла жизни и отношения к смерти на различных возрастных этапах текст. //Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, Фолиант, 2004.

18. Кроповницкий О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста текст. М.: Наука, 1998.

19. Личко А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). 2-е изд. текст. Л.: Медицина, 1985.

20. Налчаджян А. А. Загадка смерти. Очерки психологической танатологии. СПб.: Питер, 2004.

21. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1995.

22. Никольская И. М. Кризисная психологическая помощь в совладании с переживанием утраты близкого: учебное пособие : для врачей и психологов / И. М. Никольская. - Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. 

23. Никольская И. М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков учебное пособие / И. М. Никольская. - Санкт-Петербург: [б. и.] ; Москва : Речь, 2016.

24. Осницкий А.В., Власова Н.В. Страх смерти и ценностные ориентации человека // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Психология и психотерапия», Москва, 2003.

25. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, текст. СПб.: Питер, 1999. 

26. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 // Философское наследие, т. 117. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1994.

27. Попогребский А.П. Смысл жизни и отношение к смерти текст. //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997.

28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — СПб.: Питер, 2002.

29. Рязанцев С. Танатология — наука о смерти, текст. М., 1991.

30. Синицына Т.А. Современные методы реабилитации детей и подростков, переживших экстремальные ситуации: учебно-методическое пособие/ Т. Ю. Синицына. - Москва: НИИ школьных технологий, 2013. 

31. Смирнов В. М. Стереотаксическая неврология. — Л.: Медицина, 1976.

32. Тайна смерти: Сборник статей текст. /Под ред. М. Ошуркова. М., 1991.

33. Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихологию. — Л.: Медицина, 1973.

34. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. -М., 1989.

35. Хамфри Д. Психология смерти //Человек М., 1992, № 6

36. Холмогорова А. Б. Страх смерти: культуральные источники и способы текст. //Московский психотерапевтический журнал, 2003, № 2.

37. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. 

38. Хомская Е. Д. Системные изменения биоэлектрической активности мозга как нейрофизиологическая основа психических процессов // Естественно-научные основы психологии / Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978.

39. Хорни К. Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию/ СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1997.

40. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы/ А. Фрейд – М.: Педагогика – пресс, 1933.

41.   Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия, М., 2000.

42. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. – М. : Альпина Нон-фикшн, 2009.

43. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 

44. Фрейд 3. Мы и смерть текст. //Рязанцев С. Танатология. СПб.: Восточноевропейский институт психоанализа, 1994. 

45. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: сборник. – СПб.: Алетейя, 1988. 

46. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: учеб. пособие / Цветкова. Л.С. - 2-е изд., испр. - М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "МОДЭК", 2005 (ФГУП ИП фирма Воронеж).: ил.; 20 см. - (Библиотека психолога / Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т).; ISBN 5-89502-690-7 (МПСИ)

47. Цветухина Е.А. Мотив смерти в философии Ф. Ницше // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2018. – Спецвыпуск №5. URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00555.pdf/ - ISSN 2413-4066.

48. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление., М., 1993.

49. Ялом И. Вглядываясь в солнце: жизнь без страха смерти, текст. М.: Эксмо, 2009.

50. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, текст. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

51. Greening T. Existential challenges and responces //The Humanistic Psychologist, 1992.

52. Kubler-Ross E., Oil Death and Dying. N. Y., 1969.

В этом рассуждении подростку было предложено посмотреть на ситуацию с другой стороны. Было предложено разъяснение, что мнение отца – это не истина последней инстанции, и мнение Даниила, что человек волен поступать так, как ему позволяет собственные взгляды и мораль, действительно имеет место быть, однако, в то же время, отец, скорее всего, пытался передать подростку мысль о том, что важно сохранить себя. Даниил, переживая горе, не мог принять ограничений отца, тоже важной фигурой в своей жизни, так как все еще помнил так нравившиеся нему наказания дяди, который говорил: «Живем один раз, кайфуй!». Подростку было важно отстоять себя, было важно пронести в памяти те моменты, что он проживал с дядей, в этой ситуации трезво осмыслить заботу отца в полной мере у него не было сил. Даниилу были предложены упражнения по саморегуляции для того, чтобы он мог справляться с агрессивной своей частью. 
По работе с рисунком, было предложено составить список «запретов» в своей жизни, которые ему хотелось бы «пробить кулаком», а затем предложен совместный поиск альтернативных вариантов разрешения неудовлетворяющих его ситуаций более мирным путем, в котором он успешно подобрал себе стратегии борьбы с агрессией. Было предложено сконструировать вербально ситуацию, в которой он часто оказывается, которая приносит ему чувство агрессии, и была проиграна стратегия избавления от этого чувства.