Методика развития специальной выносливости на этапе начальной специализации в плавании
ВВЕДЕНИЕ
Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности - качества, для воспитания которых вряд ли можно обойтись без физической культуры. Планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только стайер, но и каждый человек.Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. В современной жизни использование занятий физическими упражнениями направлено на достижение высоких результатов и так же на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, виды плавания (Ильин, Е.П. Психология спорта : учебник. Санкт-Петербург : Питер, 2009. 351 с.).
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПЛОВЦОВ…7
1.1 Анатомо – физиологические особенности пловцов на этапе начальной специализации 12-15 лет………………………………………………..……...…7
1.1.1 Возрастная периодизация пловцов……………………………………..10
1.1.2 Особенности физического развития девушек, занимающихся плавание……………………………………………………………………….….13
1.2Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости….....................16
1.3 Медико-биологические основы выносливости…………………...….…20
1.4 Средства и методы развития специальной вынослвости у пловцов на этапе начальной специализации………………………………………………...24
1.5 Методы оценки специальной выносливости………………………………29
1.5.1 Эргометрические методы оценки выносливости……………………......32
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ …………....…36
2.1. Методы исследования……………………………………………………36
2.1.1.Теоретический анализ и обобщение научно – методической литературы……………………………………………………………….....……36
2.1.2. Опрос в виде анкетирования…………………..………..…36 2.1.3. Педагогический эксперимен……………………………….…......…37
2.1.4.Спортивно - педагогическое тестирование…………. …………...…39
2.1.5. Методы математической обработки результатов исследования.....40
2.2. Организация исследования…………………………………….…...……40
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К РАЗЗВИТИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ПЛОВЦОВ СТАЙЕРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ…………………….……………………………….…….…42
3.1. Результаты опроса тренеров……………………………………....…..…42
3.2. Результаты педагогического эксперимента……………………….……45
3.2.1. Анализ результатов исходного уровня специальной выносливости у пловцов на этапе начальной специализации …………………………………………………………………………………….45
3.2.2.Сравнительный анализ результатов до и после эксперимента в экспериментальной группе – 1 …………………………………………………46
3.2.3.Сравнительный анализ результатов до и после эксперимента в экспериментальной группе – 2……………………………………………..
3.2.4.Анализ результатов достигнутого уровня специальной выносливости у пловцов на этапе начальной специализации……………………………………………………………...……48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…51
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………......…53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……54
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….……59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абсалямов, Т.М. Модельные характеристики и нормативные требования специальной работоспособности высококвалифицированных пловцов : статья / Т.М. Абсалямов, В.Р. Соломатин. – М. : Вестник спортивной науки, 2009 г. – 41 с.
Агеевец, А.В. Основы спортивной тренировки пловцов : учебное пособие / А.В. Агеевец, А.А. Бурдейный, В.П. Липовка, О.В. Новосельцев, П.В. Пупков. - Спб: СПБГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001. – 77 с.
Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. - М. : «Академия», 2009. – 528 с.
Булгакова, Н.Ж. Познакомьтесь — плавание / Н.Ж. Булгакова. — М. : «Издательство ACT»: «Издательство Астрель», 2002. — 160 с., ил. — (Первые шаги в спорте).
Булгакова, Н.Ж. Теория и методика плавания : учеб. для студентов вузов по направлению «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, Е.А. Распопова ; под ред. Н.Ж. Булгаковой. — Изд. 2-е, стер. — Москва : Академия, 2014. — 320 с.
Вайцеховский, С.М. Книга тренера. – М. : ФиС, 2007. – 312 с.
Викулов, А.Д. Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. —367 с.
Володовенко, А.С. Возрастная анатомия и физиология человека : учебное пособие / А.С. Володовенко; М-во образования науки Российской Федерации, Омский гос. пед. ун-т. – Омск: Изд-во ОиГПУ, 2014. - 119 с.
Гилев, Г.А. Методологические, физиологические и биохимические концепции общей и специальной физической подготовки / Г.А. Гилев, Н.Е. Максимов, А.И. Попков, С.К. Романовский. – М. : 2009. – 45 с.
Грачёв, О.К. Физическая культура : учебное пособие / О.К. Грачев. – М. : ИКЦ «МарТ», 2005. – 209 с.
Дедковский, С.М. Скорость или вынослиость : методическое пособие / С.М. Дедковский .– М. : “Физкультура и спорт”, 2006. – 160 с.
Евсеев, Ю.И. Физическая культура : учебник / Ю.И. Евсеев. – 5-е изд. Серия «Высшее образование». – М. : Феникс, 2008. – 378 с.
Разные показатели выносливости (общей, скоростной, силовой), у мальчиков продолжают расти также в средних и старших классах. У девочек же при период от среднего к старшему школьному возрасту рост различных показателей выносливости начинает резко замедляться, останавливаться или ухудшается, что особенно заметно для статической силовой выносливости различных групп мышц. Например, статическая силовая выносливость нарастает до 10-11 лет, затем резко снижается и изменений почти не происходит до 13-14 лет; снова резко увеличивается и с 15-16 лет так же резко снижается до уровня семилетних детей. Такие изменения обусловлены ростом неактивной массы тела в период полового созревания и отсутствием тренировки для данного типа выносливости.Статическая выносливость мышц брюшного пресса и сгибателей бедра, оцениваемая числом подниманий и опусканий туловища в положении лежа на спине, подниманий и опусканий прямых ног до угла 90° или педалирования, у мальчиков, хотя и неравномерно, увеличивается с 7 до 17 лет; а у девочек растет только до 11 -12 лет. Затем эти показатели постепенно снижаются до уровня семилетних. Однако выносливость мышц спины у девочек равномерно возрастает до 17 лет.

