Восприятие отца ребенком из разведенной семьи

Скачать дипломную работу на тему: "Восприятие отца ребенком из разведенной семьи". В которой проанализирована литература, касающуюся феномена восприятия ребенком родителей; Изучены особенности восприятия отца ребенком из полноценной семьи.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.11.2025
Объем файла
368 Кб
Количество страниц
70
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Семья для ребенка -  первый и важнейший социально-педагогический институт. Семья закладывает систему отношений с близкими взрослыми, детерминирующие особенности общения, способы и формы совместной
деятельности, семейные ценности и ориентиры. Ломка традиционной структуры семьи приводит к усилению эмоциональной нестабильности, как супругов, так и детей, к конфликту между привязанностью ребенка к отцу и к матери.
Развод - одна из наиболее актуальных проблем в современной психологии. По последним данным, около 600 тыс семей распадаются ежегодно[13]. При этом страдают все участники этого процесса, для всех членов семьи развод является сильным стрессом.
Изменение привычного распорядка, отдаление от одного из родителей, и споры между матерью и отцом приводит к серьезным изменениям в ребенке. Меняется его образ Я, родительский образ, представления о внутрисемейных взаимоотношениях. Всё усугубляется тем ф

Оглавление

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты изучения восприятия отца ребенком из разведенной семьи

1.1. Восприятие как психический процесс 8

1.1.1. Физиологическая основа восприятия………………………………………..9

1.1.2. Свойства восприятия………………………………………………………….9

1.2. Особенности развития восприятия у детей…………………………………..11

1.2.1. Восприятие родителей ребенком 12

1.2.2. Восприятие отца ребенком 16

1.2.3. Виды восприятия ребенком отца 20

1.2.4. Восприятие матери ребенком 23

1.3. Теоретическое изучение психологических особенностей детей из неполных семей………………………………………………………………………………...25

1.3.1. Сущность понятия о неполной семье и их основные проблемы…………26

1.3.2. Основные проблемы детей из неполной семьи……………………………27

1.3.3. Взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи……...28

1.4. Развод как явление семейно-брачных отношений………………………….31

1.4.1. Эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода родителей……………………………………………………………………………33

1.4.2. Влияние развода родителей на ребенка 39

1.4.3. Возрастные особенности переживания детьми развода 43

1.4.4. Психологическая адаптация ребенка к разводу родителей……………….45

1.4.5. Факторы, ухудшающие адаптацию ребенка к разводу 46

1.5. Восприятие отца ребенком из разведенной семьи 48

1.5.1. Виды восприятия отцов детьми после развода 52

1.5.2. Гендерные особенности восприятия отца ребенком из разведенной 

семьи 53

1.5.3.  Минимизация негативных последствий развода для ребенка…………...54

Выводы по главе 1…………………………………………………………………58 

 

Глава 2. Эмпирические аспекты изучения восприятия ребенком отца из разведенной семьи

2.1. Огранизация эмпирического исследования………………………………….59

2.2. Этапы проведения исследования……………………………………………..60

2.3 Используемые методики……………………………………………………….60

2.4. Характеристики выборки………………………………………………...……61

2.5. Описательная статистика……………………………………………………...62

2.6. Сбор и анализ данных…………………………………………………………65

Выводы по главе 2 70

Заключение 71

Список литературы 73 

Список литературы

1. Абрамова Г С. «Возрастная психология». - М.: ИЦ «Академия», 1998. - 672 с.

2. Андреева, Г.М. Межличностное восприятие в группе / Г.М. Андреева. - М., 2001- 132 с.

3. Борисенко Ю.В. «Характеристики отцовства в контексте гендерной проблематики» // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2018. - № 3. - С.122-128. 

4. Будинайте Г.Л., Коган-Лернер Л.Б. «Особенности восприятия ребенком 6-7 лет структуры семьи в ситуации развода» // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. - Том 19. - № 2. - С. 91–110.

5. Васягина Н.Н. «Образ матери: особенности репрезентации в сознании россиян» // Педагогическое образование в России. - 2015. - №6. - С. 56-60.

6. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. М., 1994. -№ 3. - С. 43-52.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - 2-е изд.- М.: 2008. - 352 с.

8. Гурко Т.А. «Вариативность представлений в сфере родительства» // Социс. - 2000. - № 10. - С. 87-95.

9. Ильин Е.П. «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины». - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

10. Князева Т.Н., Иванцова А.И. Специфика восприятия детско-родительских отношений детьми и родителями в полных и неполных семьях// Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-3. - С. 105-111. 

11. Колесова А.О. «Семья в восприятии детей младшего школьного возраста» // Вестник СПбГУ. Серия 12, Социология. - 2010. - №2.- С. 298-303.

12. Аронс, К. Развод: крах или новая жизнь / К. Аронс. - М.,1995. – 438 с.

13. Кон И.С. «Ребенок и общество»: Историко-этнографическая перспектива. - М.: Наука, 1988. - 269 с.

14. Королёва С. А. «Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей»//Психологическая наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 40-46.

15. Латышева Ю.А. «Феномен отцовства: современные исследования» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология, Социокинетика. - 2013. - №1. - С. 77-82.

16. Мусаткина В.А. Образ отца в восприятии русских и китайских девушек (на примере учащихся ВГУЭС) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2010. - №2 (13). - С. 78-86.

17. Майерс, Д.В. Социальная психология / Д.В. Майерс. – СПб: Питер, 2005. – 483 с.

18. Общие новостные ре

Первый тип можно обозначить словами «я нужен и любим, и я люблю ваc тоже». Это самый благоприятный тип восприятия ребенком своих отношений c родителями, который ведет к гармоничному развитию личности. Такой ребенок знает, что родители его любят, и любит их в ответ. Благодаря этому формируется нормальная самооценка, здоровое чувство доверия к людям, позитивное восприятие себя, других и мира в целом. Данный тип восприятия благотворно отражается и на взрослой жизни такого человека. Во-первых, это позволяет ему формировать здоровые любовные и дружеские отношения: он испытывает нормальною привязанность, но при этом способен сохранять границы в отношениях. Он также адекватно реагирует на критику и совершение ошибок, ведь благодаря позитивному детскому опыту критика не наносит урона его самооценке. Наоборот, это будет мотивировать такого человека двигаться дальше. Также человек может просить о помощи и не чувствовать при этом унижения. Благодаря тому, что его родители cоблюдали баланс между уважением его автономии и заботой, такой человек уважает границы других людей и не переступает их. 
Таким образом, первый тип восприятия ребенком своих родителей способствует развитию гармоничной личности, которая не испытывает дискомфорта при взаимодействии с обществом. Сложившийся у него позитивный образ родителей способствует позитивному восприятию других людей.
Другой тип восприятия ребенком своих отношений с родителями можно обозначить как «я нужен и любим, а вы сущест