Игровые элементы как средство физической реабилитации детей с нарушением речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что за последнее время специалистами в сфере физической культуры, логопедами, воспитателями, психологами наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня физического развития, нервно-психического, физического состояния. Также, отмечается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями. При этом, патология речи откладывает отпечаток на общее развитие ребенка, его социализацию, затрудняет познание окружающего мира, усложняет эмоционально-психическое состояние ребенка.
Дошкольный возраст является значимым, так как в этот период закладывается и формируется база здоровья. В связи с этим, создаются условия для формирования психических функций, актуализации способностей и успешной социализации. Также, возрастной период является определяющим при выявлении речевых нарушений, их коррекции и реабилитации. Ведущей деятельностью дошкольника остается игра. Во время, которой происходит развитие личности ребенка, его мышления, произвольной памяти, самостоятельности, общей и мелкой моторики. Также, формируются умения управлять своим поведением, анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
Игровой метод является ключевым в учебно-воспитательном процессе, так как во время игры происходит процесс дублирования, повторения, следовательно, и закрепления изучаемого материала. Применение специальных игр, физических упражнений, позволяют откорректировать речевые нарушения, в ходе физической реабилитации, где основным является применение лечебной физической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Основные этапы формирования речи 6
1.2. Патология речи 10
1.3. Особенности формирования речевого дыхания и его коррекция 15
1.4. Подвижные игры как средство ЛФК 19
1.5. Методика проведения подвижных игр, направленных на активизацию речевой деятельности 25
РЕЗЮМЕ 32
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Цель и задачи исследования 33
2.2. Методы исследования 33
2.3. Организация исследования……36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 38
3.1. Методика проведения адаптивной физической культуры с применением игровых технологий у дошкольников с нарушением речи 38
3.2. Описание результатов исследования 41
ВЫВОДЫ 47
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….49
Приложения .. 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артамонова Л. Л. Лечебная и адаптивно – оздоровительная физическая культура: учебное пособие для ВУЗов/ Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. –М.: Владос – Пресс, 2010. –389 с.
2. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура: учебник для студентов вузов / Э. Н. Вайнер. – М.: КНОРУС, 2016. – 346 с.
3. Валеев Н. М. Лечебная физическая культура: учебное пособие /Н. М. Валеев, Т. С. Грасева, С. Н. Попов. –М.: Академия, 2008. –416 с.
4. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и массаж : учеб. для мед. училищ и колледжей / В. А. Епифанов. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Гэотар–Медиа, 2013. – 528 с.
5. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в фи-зической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заве¬дений / Ю.Д. Железняк. – М.: Академия, 2012. – 264 с.
6. Ильина И.В. Медицинская реабилитация: учебник для ВУЗов / И. В. Ильина. – М.: Юрайт, 2016. – 276 с.
7. Лечение пациентов терапевтического профиля [Текст]: учебник / В.М. Нечаев, Л.С. Фролькис, Л.Ю. Игнатюк. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 864 с. – Текст: непосредственный.
8. Марченко О.К. Основы физической реабилитации: учебник для студентов ВУЗов / О. К. Марченко. – М.: Олимп, 2012. – 528 с.
9. Общая врачебная практика [Текст]: нац. рук. в 2т. Т.2 / под ред. И. Н. Денисова, О. М. Лесняк. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014.- 888с.
10. Попов С.Н. Частная патология: учебное пособие / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева. - М.: Академия, 2010. - 256 с.
11. Т.В. Болотников// Тюменский медицинский журнал. - 2014. - Том 16, № 2.-С.58-59.
12. Справочник фельдшера и акушерки. – 2016. - № 10. – 65- 78.
13. Физическая и реабилитационная медицина [Текст]: нац. рук./под ред. Г.Н. Пономаренко. – Москва: ГЭОТАР - Медиа, 2016. -688 с.
14. Шишонин А.Ю. Рекомендации по выполнению физических упражнений при различных заболеваниях / А.Ю. Шишонин. – Екатеринбург: УГТУ, 2006. - 31 с.
15. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: учебное пособие для студентов дефектологического факультетов педагогических ин-тов. - М.: Просвещение, 1973. - 151 с.
16. Аганянц, Е.К. Возрастная динамика качеств при различных двигательных режимах / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичесвкая // Природа. Общество. Человек: вестник южно-российского отделения международной академии наук высшей школы.- Краснодар, 1996. - 22-24с.
17. Адилова, Н.Б. Коррекционно-развивающие особенности работы с детьми с нарушениями речи в подготовительной группе / Н.Б. Адилова //Вестник науки и образования -2020 - №15 (93)
18. Алпатова, Н.С. Развитие произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.С. Алпатова, Л.В. Попова, М.В. Харчук // TheScientificHeritage. -2021.
19. Баранова, Г.А. Развитие фонематических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами игровых технологий / Г.А. Баранова, А.С. Пушкарева // Ветник ГОУ ДПО ТО «ИПКиПРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2018. - № 2.
20. Вайнер Э.Н. Адаптивная физическая культура: краткий энциклопедический словарь: учебное пособие / Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 144 с.
21. Гайганова, О.Б. Использование игровых психомоторных технологий в организации физического развития с речевой патологией / О.Б. Гайганова, О.М. Линькова // Педагогический форум. - 2019. - № 2.
22. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / сост. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе.- СПБ.: Питер, 2001.- 381 с.
23. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: информационно - методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко.- М.: Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.
24. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Владос, 2001. - 608 с.
25. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. Пособие для высш. И сред. Проф. Учеб. Заведений... / С.П. Евсеев. - М.: Советский спорт, 2000. - 239 с.
26. Исаева, С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие / С.А. Исаева. - М. Айрис-пресс, 2010. - 48 с.
27. Ребенок от года до семи лет. Часть 1. Издание для родителей. - МЗ БУЗОО «Врачебно-физкультурный диспансер». - Омск, 2013. - 48 с.
28. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 445 с.
29. Крайг, Г. Психология развития/Г. Крайг, Д. Бокум. – СПБ.: Питер, 2006. – 940с.
33. Поварова, И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 275 с.
30. Поварова, И.А. Практикум для заикающихся: учимся говорить правильно и красиво. - СПб.: Издательство «Союз», 2000. – 128
31. Содержание и организация физического воспитания учащихся специальной медицинской группы/ под. общ. ред. В.Т. Чичикина. – Н. Новгород: Нижегородский. гуманитарный центр, 2004.
32. Учебник инструктора по лечебной физической культуре/под ред. В.П. Правосудова. – М.: ФиС, 2000.
33. Емильянова, Т.В. Игровые технологии в образовании [Электронный ресурс] / Т.В. Емильянова, Г.А. Медяник.-Тольяти: изд-во ТГУ, 2015. - Режим доступа:https://dspace.tltsu.ru.
34. Гогоберидзе, З. М. Развитие двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З.М. Гогоберидзе, М.Х. Джукаев // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
35. Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений ... [Электронный ресурс] / Под общей ред. С.Н. Попова. - Ростов на Дону, 2005. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru.
36. Хованская, Г.Н. Общие основы медицинской реабилитации в педиатрии [Электронный ресурс] / Г.Н. Хованская, Л.А. Пирогова. - Гродно:ГрГМУ, 2010. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru.
37. Чмурова, И. Дыхательная гимнастика при речевых нарушениях у дошкольников [Электронный ресурс] / И. Чмурова. - Режим доступа: https://www.maam.ru.
38. Элимсултанова, Э.У. Влияние игровых технологий на формирование речевых навыков детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Э.У. Элимсултанова, Э.Р. Анафиева // Духовная ситуация времени. Россия XXIвек.- 2018.- № 2. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru.
39. Пелихова, А.В. Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушением речи [Электронный ресурс] / А.В. Пелихова // Педагогика. Вопросы теории и практики.- 2020.- Том 5. - Выпуск 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
40. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура - файл n1.doc [Электронный ресурс] / С.Н. Попов. - Режим доступа: https://nashaucheba.ru.
41. Почтарева, Н.В. Игровые технологии в коррекционно- развивающей работе педагога - психолога детьми ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://dou8.siteedu.ru.
42. Рышкова, Л.М. Реабилитационные возможности игры в работе социального педагога с детьми с особыми потребностями [Электронный ресурс] / Л.М. Рышкова //Специальное образование.-2014.- Режим доступа:https://cyberleninka.ru
43. Севодин, С.В. Физическое воспитание как часть физической культуры [Электронный ресурс] / С.В. Севодин, Е.С. Тагаев // Вестник науки и образования. - 2019.- № 13-1 (67).- Режим доступа: https://www.elibrary.ru.
44. Симинский, С.С. Подвижные игры для детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] / С.С. Симинский // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
45. Субботина, Т.С. Речедвигательные игры и упражнения: Электронный ресурс] / Т.С. Субботина.- Режим доступа: https://kondshi.tver.muzkult.ru.
46. Урываева, Н.А. Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Н.А. Урываева, И.Ф. Нагайцева // Наука 2020. -2018.- Режим доступа:https ://cyberleninka.ru
47. Хованская, Г.Н. Общие основы медицинской реабилитации в педиатрии [Электронный ресурс] / Г.Н. Хованская, Л.А. Пирогова. - Гродно:ГрГМУ, 2010. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru.
48. Чмурова, И. Дыхательная гимнастика при речевых нарушениях у дошкольников [Электронный ресурс] / И. Чмурова. - Режим доступа: https://www.maam.ru.
49. Boyle G.J. Relaxation alone and in combination with rational emotive therapy: effects on mood and pain / Boyle G.J., Ciccone V.M.// The Pain Clinic. – 2009. – Vol. 7. –№ 4. P.253 –26
50. Delitto A. The diagnostic process: examples in orthopedic physical therapy / Delitto A., Snyder-Mackler L. // Phys. Ther. – 2012. – Vol.75. –№3. – P.203-211
51. Zhandarov K. A. et al. Structural Organization and Morphometric Characteristic of the Vertebral Canals in the Cervical Segment of the Spine / Zhandarov K. A. //Neuroscience and Behavioral Physiology. – 2018. –Vol.3. – P. 1-4.
Физическая реабилитация детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей, поскольку здоровье ребенка требует особого подхода в организации и методике проведения мероприятий. Ключевыми элементами физической реабилитации являются лечебная физическая культура и подвижные игры, входящие в состав физкультуры. Подвижные игры способствуют развитию двигательных умений и навыков, за счет физических упражнений входящих в игру, в форме заданий. В процессе подвижных игр создаются благоприятные условия для коррекции речевых нарушений.
Речевой дефект требует комплексного взаимодействия и дифференцированного подхода к детям. С это целью, эффективной формой воспитания и обучения являются игровые технологии. Также, игровой метод является эффективным средством в речевой коррекции. Подбор физических упражнений, игр должны способствовать коррекции для двигательного и речевого развития. Особенностью проведения игр для детей с нарушением речи является выполнение движений с речевым сопровождением.