Изучение народной хореографии с дошкольниками как фактор сохранения и развития духовного наследия России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Музыкальная и танцевальная деятельность дошкольников является мощным средством приобщения к искусству, причем, чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс гармоничного развития и, следовательно, успешнее достигается цель дополнительного образования – формирование освоения народной хореографии дошкольников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Проблема формирования у старших дошкольников освоения народной хореографии, как важного качества гармонично развитого человека, является одной из главных задач для современной школы искусств.
Принципиальная перестройка жизни общества в современных экономических, социальных и политических аспектах коренным образом обуславливает возрастание роли хореографического образования дошкольников как фактора формирования их личной художественной культуры.
Многое в методике хореографического воспитания дошкольников уже разработано, описано и внедрено. Однако всё это сделано дл
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ 8
1.1. Сохранение и развитие духовного наследия России как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности изучения народной хореографии с дошкольниками 14
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ 27
2.1. Исследование исходного уровня освоения народной хореографии дошкольниками 27
2.2. Содержание, формы и методы изучения народной хореографии дошкольниками как фактор сохранения и развития духовного наследия России 34
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 43
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М., 2019. -231 с.
2. Авдеева, Е. А. Гуманитаризация системы образования: философско-антропологический аспект: автореф. дисс. ... докт. философ. наук, 09.00.11 [Текст] / Авдеева Елена Александровна. – Красноярск, 2018. – 40 с.
3. Алиев Ю.Б. Песня на уроках музыки. - М., 2019. - 98 с.
4. Апиш М. Н. О методах формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – Т. 38. – С. 52–58. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771300.htm.
5. Апраксина О.А. Методика хореографического воспитания в школе. - M., 2018. - 221 с.
6. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. - СПб, 2021. - 341 с.
7. Беляева Л.С, Трудков A.M. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие. - Мурманск, 2019. - 83 с.
8. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст]/Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2019. – 352 с.
9. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 2020. - 451 с.
10. Выготский., Л. С. Психология искусства [Текст]/ Л.С. Выготский. - М., 1987. – 297 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2018. – 672 с.
12. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Чертков Ю.Д. Из жизни людей школьного возраста. Дети в изменяющемся мире. - М., 2019. - 239 с.
13. Елизова, Е. А. Герменевтический метод декодирования семантики культурного текста в пространстве воспитания [Текст] / Е. А. Елизова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2022. – №1. – С. 93- 97.
14. Кобозева, И. С. Музыкальное образование в современном поликультурном контексте / И. С. Кобозева // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 3 – Том II. – С. 10-13.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. Высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 176 с.
16. Лаптев Н.Г. Основные аспекты хореографического воспитания старших дошкольников [Текст]/ Н.Г. Лаптев. Астрахань: Астраханский пед. ун-т, 2016. – 166 с.
17. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания дошкольников: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов. –М.: Логос, 2018. –176 с.
Благодаря этим характеристикам в сознании участника детского хореографического коллектива формируется четкий эмоционально-характерный образ, который дает импульс и почву для воспроизведения выразительных движений танца, наполненных смыслом.
Изучение и постановка танцев традиционных, простых форм в детском хореографическом коллективе позволяет юному исполнителю, с одной стороны, увидеть всё многообразие форм и видов русской народной хореографии, а с другой – понять, что танец представляет собой определенный порядок действий, рисунков, законченных форм и в то же время это развивающаяся мысль, сюжет, лексика.
Обучение русскому народному танцу в детском хореографическом коллективе не должно сводиться только к овладению техникой и формой, педагогу и руководителю следует сконцентрировать свое внимание на возбуждении живого интереса участников

