Текст как основа современного русского языка
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Русский язык в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения имеет стратегическое значение: от уровня владения родным языком зависят успехи в учебе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам. Уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию, совершенствованию своего духовного начала. В связи с этим задачи работы с текстом на уроках русского языка связаны с задачами обучения, воспитания и развития школьников, а это, прежде всего, - формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции.
Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют нас: реклама, информация по радио, доклад на собрании, статья в газете или журнале, сообщение, отправляемое по мобильному телефону. Для большинства современных
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3-5
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ КЛАССАХ……………………………………………….6
1.1. Особенности преподавания русского языка в средних классах………6-11
1.2. Текст. Его основные признаки и свойства………12-15
1.3. Выводы………………………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА КАК ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГо УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА………………………………………………16
2.1. Условия реализации принципа изучения языка на текстовой основе.16-19
2.2. Комплексная работа с текстом 19-24
2.3. Использование текста на уроках лексики и грамматики 24-27
2.4. Выводы………………………………………………………………27-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28-29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30-33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие [Текст] / Е. С. Антонова // М.: КНОРУС, 2007. – 460 с.
2. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов , Н. А. Ипполитова , Т. А. Ладыженская. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
3. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа [Текст] / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества / М.: ИСКУССТВО, 1979. – С. 245.
4. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка [Текст] / Ф. И. Буслаев // Преподавание отечественного языка / Л.: Учпедгиз, 1941. – С. 248
5. Бухбиндер, В. А. О некоторых прикладных и теоретических аспектах лингвистики текста [Текст] / В. А. Бухбиндер // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам / Киев, 1978. — С. 37.
6. Быстрова, Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка [Текст] / Е.А. Быстрова // Русский язык в школе. – 1996. – № 1. – С. 3-8.
7. Быстрова, Е.А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе [Текст] / Е.А. Быстрова // Русская словесность. – 2001. – № 8. – С. 66-74.
8. Валгина, Н.С. Теория текста [Текст]: учебное пособие / Н.С. Валгина // М.: Логос, 2004. – 280 с.
9. Величко, Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка [Текст]: пособие для учителя / Л.И. Величко // М.: Просвещение, 1983. – 128 с.
10. Воителева, Т. М. Методика обучения русскому языку [Текст]: учебник для студ. учрежд. высшего образования / Т. М. Воителева // М.: ИЦ Академия,2015. – 400 с.
11. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст]: монография / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. — 140 с.
12. Гац, И.Ю. Лингвистическое образование школьников в современной языковой ситуации [Текст]: монография / И. Ю. Гац. - М.: Изд-во МГОУ, 2012. — 202 с.
13. Дейкина, А.Д. Использование
В настоящее время в лингвистической и методической литературе существуют два подхода к пониманию природы текста. Первое направление 9 основано на познании грамматической природы текста, описании его грамматических признаков, так как текст в данном случае рассматривается как явление, занимающее высшую ступень в системе языковых единиц. Второе направление в исследовании текста относит его к явлениям речевого характера, и поэтому при описании текста делается упор на такие признаки, которые раскрывают его коммуникативные возможности. Различия этих позиций отражаются в определениях. Сравним некоторые из них. И. Р. Гальперин определяет текст как «произведение речетворческого процесса, которое обладает завершенностью, объективированное в виде письменн

