Особенности проявления ответственности у младших школьников
Введение
Изменения в общественно-политической, социальной, экономической концепции, перемена всех областей общественной жизни, устанавливает пред нами новые проблемы, решением которых является то, как образовательное учреждение и единая концепция образования справляется с собственными непосредственными обязанностями в области обучения активного, ответственного, независимого, креативного, нравственного человека. Современная педагогическая концепция, а также практическая деятельность рассматривают ответственность в качестве одной из основных общественных компетенций формирующей личность.
Одной из задач, написанных в ФГОС НОО, считается развитие, самостоятельности, а также ответственности у учеников в учебной деятельности. Решение данной проблемы достигается путем создания компонентов регуляционных универсальных учебных мероприятий.
Безусловно, у младших школьников формируется личность. Поступление в первый класс это изменение и расширение социально-культурного мира ребенка. Взаимодействие взрослых с ребенком становится сложнее, возрастают требования к ученику. В младшей школе очень интенсивно устанавливают новые правила, нормы и принципы, формируются привычки в поведение.
Этап обучения школе является второй важной ступенью, необходимой для того, чтобы сформировать личность ученика в окружающем социокультурном пространстве сразу после окончания периода подготовки в дошкольных учреждениях. От качества подготовки школьника в начальных классах зависит качество учебного процесса и взаимодействие с педагогом и одноклассниками в ходе дальнейшего учебного процесса.
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность понятия «ответственность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте 17
1.3 Методы и приемы развития ответственности младших школьников 28
Выводы по Главе I 38
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 40
2.1. Методическая организация исследования 40
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
2.3. Методические рекомендации по развитию ответственности младших школьников 53
Выводы по 2 главе 60
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение А 73
Приложение Б 74
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - С .110-134;
2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М., 1989;
3. Абульханова-Славская К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблема исследования индивидуального сознания // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 4. - С. 27-40.;
4. Азбукина Елена Юрьевна, Михайлова Елена Николаевна, Основы специальной педагогики и психологии // ИНФА-М,№2, 2019. – с.35
5. Андреев Г.П. К столетию метода проектов / Школьные технологии. - 2015. - №4. - с.29-30.
6. Астемиров А.Ж. Ответственность как личностный результат образования по ФГОС в свете основных психологических концепций // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 7-12.;
7. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова М.: Просвещение, 1982. - 160 с.;
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1997. - 132 с.;
9. Большая психологическая энциклопедия. - М.:Эксмо,200. - 544с.;
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов: Издательство “Питер”, 2000. - 304 с.;
11. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
12. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. Начальная школа. № 6. 2015. - с.44.
13. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б.С. Волков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016 -348 с.;
14. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 1979. - 9с.;
15. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Стандарты второго поколения. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2010. - с.176
16. Громыко Ю. В., Громыко Н. В., Исследование и проектирование в образовании // Школьные технологии, № 2, 2015. - с.89.
17. Гроголева О.Ю. Типологические особенности и детерминанты ответственности в младшем школьном возрасте. - Омск. 2005. - 23 с.;
18. Дементий А.И. Актуальные проблемы современной психологии: Сборник научных трудов// Под общей редакцией Дементий А.И. - Омск: Омский государственный университет, 2002. - 145с.;
19. Дементий Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. - 190с.;
20. Ивашкин В. С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991.- 203 с.;
21. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 325 c.
22. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6 - 7 лет // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1967. - 394с.;
23. Косолапова Р.И., Марков В.С. Свобода и ответственность. - М.: Политиздат, 1969. - 69 с.;
24. Ковалева Г.В., Каротовская Л.В. О формировании чувства ответственности у младших школьников // Белгородский государственный национальный исследовательский университет (филиал): 10-1 (36). – 2017. – С. 208-211.
25. Купченко В.Е. Особенности характеристик жизненного пути у лиц с различным типом ответственности. - Омск, 2004. - 17 с.;
26. Лайзане С.Я. Диагностика развития воли и внимания детей. - Рига.: Полярис, 1980. - 173 с.;
27. Леонтьев Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2. Бирштонас; Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. - 122 c.;
28. Леонтьев Д.А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 2006, № 3, с. 49-55;
29. Лукашевич В. В, Пронина Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 296 с.
30. Майленова Ф.Г. Выбор и ответственность в психологическом консультировании. - М.: КСП+, 2002. - 348 с.;
31. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе // Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т.- Т. 5.- 399 с.;
32. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
33. Марьенко И.С. Ответственность школьников: пути воспитание// Советская педагогика.- 1987. - №5. - С.56-64;
34. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. - Волгоград.: ВГПИ, 1993. - 132 с.;
35. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов.- М.: Просвещение, 1984. - 256с.;
36. Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учеб. Пособие. - Волгоград: Перемена, 2005. - 215 с.;
37. Меджидова Э.С. Чувство ответственности у детей старшего дошкольного возраста в научном поле исследования // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 991-992.;
38. Минкина Н.А. Воспитание ответственностью. - М., 1990. - 143 с.;
39. Михненко И.И., Нагорнова О.М. Формирование ответственности у старших дошкольников // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 607-608.;
40. Муздыбаев К. Психология ответственности. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 348 с.;
41. Мухина В.С. Возрастная психология.- М.: Академия, 2002. - 456 с.;
42. Новосельцев В.И. Научно-теоретические основы формирования ответственности школьников в межличностных отношениях. - М.: Педагогическое сообщество России, 2004. - 334 с.;
43. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: русский язык, 1984. - 797 с.;
44. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Академия, 2002. - 456 с.;
45. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.;
46. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в соответствии ФГОС. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 320 с.;
47. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты: Практикум. - Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. - 215 с.;
48. Прядеин В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 1999.;
49. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. - Минск.: Современное слово, 2001. - 928 с.;
50. Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. - СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 288 с.;
51. Рудковский, Э. И.Свобода и ответственность личности. - Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1979. - 152 с.;
52. СамойленкоТ.Г. Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе. - М.: Пермь.: Изд-во Пермского госуниверситета, 1998. - 22 с.;
53. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М., 2004-190с.;
54. Сеченов И.М. Учение о несвободе воли с практической стороны// И.М. Сеченов. Избранные философские и психологические произведения.- М.1947. -644с.;
55. Скорбилина Н. И. Психологические условия формирования ответственности школьников / Н. И. Скорбилина – М.: Наука, 1987.– С.48-49;
56. Славина Л.С.Трудные дети. Избранные психологические труды. Под ред. В.Э.Чудновского. М.: Изд-во МПСИ, 2006. - 496 с.;
57. Словарь по этике // Под ред. И. С. Кона. – М., 1983. – 445 с.;
58. Солсо Р.Л., МакЛин М.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2003. - С. 58-85;
59. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д, 2004. - 368 с.;
60. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание/Александр Георгиевич Спиркин. - М.: Политиздат, 1972. - 303с;
61. Субботский Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 144 с;
62. Тихомиров О.К. Понятия «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. О.К. Тихомиров. М., 1977. – С. 5-20.;
63. Троицкая, И. Ю. Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте / И. Ю. Троицкая, М. Д. Зимина // Молодой ученый. - 2016.- №4.-с. 712-715.
64. Талызина, Н. Ф. Усвоение научных понятий в школе : учебное пособие / Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская, Г. А. Буткин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017 - с.114
65. Тульчинский, Г.Л. Разум, воля, успех: о философии поступка / Г.Л. Тульчинский. – Ленинград: Издательcтво Ленинградского университета, 1990. – 216 с;
66. Тюмасева, З. И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны / З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. – СПб. : Питер, 2004 . – 464 с.;
67. Усачева А.Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности. Автореферат канд. пед. наук. Волгоград, 2011.;
68. Федосова, И. В. Психолого-педагогические основы формирования ценностных ориентаций в детском возрасте // Наука и Мир. - Международный научный журнал, 2014. – №9 (13). – С.127-131.
69. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности: избранные труды в 2-х т. / Д. И. Фельдштейн. - М. : Модэк, 2005 - . Т.1. - 568 с.;
70. Философский энциклопедический словарь/ Сост: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.;
71. Шестакович А.В., Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье / Шестакович А. В. - Москва: Книжный мир, 2001. - 108 c.;
72. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 320 с.
73. Щуркова Н.Е. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. – 64с.;
74. Юревич А.В. К анализу исследований каузальной атрибуции в зарубежной социальной психологии / А.В. Юревич // Вопросы психологии. - 1986. - № 5. - С. 168-175.;
75. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. М., 1999 ная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
76. Яковлев В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе // Образование в современной школе. - 2013. - №1. - с. 15-22.
«Подкрепление положительное» представляет собой воздействие, которое вызывает удовлетворение у ученика от происходящего; это могут быть похвалы педагога, поощрение и восхищение и другие. Метод формирования «ситуаций успеха», его цель демонстрация ученикам наилучших качеств, которые помогают в достижении успеха, позволяют создавать положительную самооценку, стимулировать последующее позитивное действие ученика. [33, с. 347]
«Я» — сообщение — метод педагогической оценки, используемый в период, если не необходимо ясно указать либо открыто высказываться о взаимоотношении или поведении ученика, и когда нужно деликатно подкорректировать их взаимоотношения и действия. Данное утверждение типа: «Я таким образом переживала...», «Я постоянно волнуюсь, если...», «Я никак не находила себе места» и т.п. [52, с. 60].