Дизайн экспозиции в контексте теории музейной коммуникации
Введение
За последние несколько лет искусство экспозиции, прочно утвердилось в качестве самостоятельного вида деятельности, выступает основной частью музейной работы. Методика создания экспозиции – динамично развивающаяся область современной музеологии. Современные выставочные проекты отличаются своей многогранностью, они открыты и креативны, включают зрителя в творческий процесс, подталкивают к активной позиции по отношению к увиденному. Тем не менее, они базируются на теоретических разработках, утвердившихся за многолетнюю историю проектирования
Экспозиция, играет важную роль в жизни современного человека – она источник знаний, составляющая часть социальной и музейной коммуникации, транслирующая эстетические каноны.
Подходы к изучению дизайна экспозиции как к искусству организации музейного и выставочного пространства в современном музееведение представляют особую значимость. Систематизация теоретических основ дизайна экспозиции и методов моделирования позволяет сделать практич
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теория музейной коммуникации в деятельности музея 7
1.1. Теория музейной коммуникации и история ее развития 7
1.2. Трансформация экспозиционного пространства музея с развитием теории коммуникации 15
Глава 2. Роль дизайна в проектировании музейных экспозиций 22
2.1. Тенденции музейного дизайна в современных выставочных практиках в рамках коммуникационного подхода 22
2.2. Анализ выставки «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в Третьяковской галерее 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Список использованной литературы
1. The Art Newspaper. [Официальный сайт] – URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20220826-jord/ (дата обращения: 20.12.2022)
2. Баданина М. С. Музейный текст и проблема его интерпретации посетителями музея // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynyy-tekst-i-problema-ego-interpretatsii-posetitelyami-muzeya (дата обращения: 18.12.2022).
3. Бурова Татьяна Юрьевна Современные тенденции в формировании выставочных экспозиций // Известия КазГАСУ. 2018. №1 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-formirovanii-vystavochnyh-ekspozitsiy (дата обращения: 19.12.2022).
4. Веселицкий Олег Владимирович Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций // ВМ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-hudozhestvennogo-proektirovaniya-muzeynyh-ekspozitsiy (дата обращения: 21.12.2022).
5. Волкова Елена Владимировна Концептуализация музейного дизайна: основные подходы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2017. №4 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-muzeynogo-dizayna-osnovnye-podhody (дата обращения: 20.12.2022).
6. Гнедовский М. Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретический и прикладной аспекты : диссертация ... кандидата исторических наук в форме науч. докл. : 17.00.07. - Москва, 1994. - 18 с.; 21 х 14 см.
7. Гнедовский М. Б., Дукельский Ю. В. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело: музей – культура – общество: сб. науч. тр. М., 1992. С.16–18.
8. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб. научн. тр. НИИК. М., 1989.
9. Государственная Третьяковская галерея. [Официальный сайт] – URL: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/russkaya-skazka-ot-vasnetsova-do-sikh-por/ (дата обращения: 23.12.2022)
10. Гуриева С. Д., Харитонова Т. Ю. Особенности музейной коммуникации: оправданность ожиданий и удовлетворение эстетической потребности (на примере посетителей музея) // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-muzeynoy-kommunikatsii-opravdannost-ozhidaniy-i-udovletvorenie-esteticheskoy-potrebnosti-na-primere-posetiteley-muzeya (дата обращения: 02.12.2022).
11. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2001. 224 с
12. Коренева Александра Юрьевна Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-ekspozitsiya-kak-tekst-teoreticheskie-aspekty (дата обращения: 20.12.2022).
13. Майстровская М
Первый приходится на 1920–1930-е годы и связан с легитимацией музейного дизайна как просветительского и политического инструментария. [5]
Этот период связан с демократизацией музея, с адаптацией идей модернистского искусства. Об экспозиционном пространстве писали как теоретики (В. Бреннет, С.С. Гейчеко, Н.М. Дружинин, М.В. Фармаковский, А.А. Федоров-Давыдов, А.В. Шеманский, Ф.И. Шмит), так и художники (К. Малевич, Э. Лисицкий, А. Родченко). Например, «школой Лисицкого были разработаны новые принипы экспонирования, включавшие организацию единого пространственного образа, активное использование символических, динамичных конструкций, фотомонтажи, объемно-простран

