Изучение психологических характеристик одаренных детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Экономические, социальные, политические, демографические, информационные процессы, происходящие в современной России, обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени.
Быстрые изменения во всех сферах жизни общества поставили перед системой образования достаточно острые проблемы, от решения которых зависит возможность сохранения и преумножения культурного потенциала государства. Одной такой острой проблемой является – развитие одаренности детей, которая считается неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.
Необходимость решения проблемы поддержки и становления личности одаренных детей в дошкольном воспитании, осмысленная в нашей стране в последнее десятилетие XX века, породила обширный интерес к ней как со стороны науки, так и со стороны психологической практики. В то же время, становление обучения одаренных детей очевидно опережает
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….......…3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения психологических характеристик детей дошкольного возраста……….....……………………...….8
1.1. Теоретический анализ основных подходов к изучению одаренности в отечественной и зарубежной психологии……….……………….....……...8
1.2 . Психологические особенности детей дошкольного возраста…….....…22
1.3 . Анализ методик по изучению психологических характеристик одаренных детей дошкольного возраста……………………………….…31
Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение психологических характеристик одаренных детей дошкольного возраста.…39
2.1. Организация эмпирического исследования психологических характеристик одаренных детей дошкольного возраста……………………...39
2.2. Обсуждение результатов исследования…………...…………………….46
Заключение........................................................................................................…52
Список литературы…………………………………………………………...…55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Книги, учебники, учебные пособия
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. ‒ М: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. ‒ 291 c.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. ‒ М: Фонд «За экономическую грамотность», 2015. ‒ 291 c.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе. - Ярославль.: Народное образование, 1999. ‒ 207 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. ‒ 352 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. — Спб.: Изд-во «Союз», 2011. – 224 с.
6. Дмитриева Л. А. Психопрофилактика в сфере семейных отношений: учебно-методическое пособие. – М. – НИИ УИС Минюста России, 2004. – 118 с.
7. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей/ В. Н. Дружинин. –СПб., 2010. – 368 с.
8. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. – 2-е изд. – М.: Джангар, 2012. – 864 с.
9. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - М.: СПб.: Киев: Питер, 2011. – 448c.
10. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.
11. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
12. Меннингер, К. Война с самим собой / К. Меннингер. – М.: Эксмопресс, 2012. – 479 с.
13. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 2012. – 456 с.
14. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Издание 3-е, стереотипное. – М.: Тривола, 1998. – 352 с.
15. Овсянникова, Е.А. Социальная психология: учеб.пособие / Е.А. Овсянникова; А.А. Серебрякова. – Магнитогорск:МаГУ, 2014. – 140 с.
16. Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования [Текст] / В.И. Панов. – Самара, 2007 – 477 с.
17. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 159 с. 12.
18. Психология одарённости детей и подростков: учеб. пособие: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., п
При этом особое значение имеют личная энергичность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в базовом формировании и реализации персонального таланта. По сущности основная масса детей талантливы, незадача только в том, что, собственно, не все из них об этом знают. Проблема нераскрытого потенциала любого ребенка заключается в том, что воспитание в семье не всякий раз помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе в принципе не может «рассмотреть» особенности каждого ребенка.
Одаренность ‒ это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядны

