Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме изучения профессиональной ориентации учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Скачать дипломную работу на тему: Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме изучения профессиональной ориентации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В которой определена профессиональная ориентация учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Изучены особенности процесса профессиональной ориентации в России и за рубежом.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.11.2025
Объем файла
107 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема профессиональной ориентации учащихся с интеллектуальной недостаточностью является наиболее актуальной как в зарубежных странах, так и в России. Она поднималась в таких международных документах, как: «Конвенция о правах ребенка», «Конвенция Международной организации труда №142 и др., а также в публикациях ЮНЕСКО. В России данную проблему регулирует Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ», который указывает на то, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют полноценное право на получение образования [31].Профессиональная ориентация является важнейшим этапом в процессе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В силу личностных особенностей, выпускникам вспомогательных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы. 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………...…  3 
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ…………………………………………… ……………………. 6 
Профессиональная ориентация учащихся в России………………………………………………….………………....  6 
1.2. Профессиональная ориентация учащихся за рубежом………………………………………………………………………... 13 
Вывод по главе 1……………………………………………………………… 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ …………………………………. 22 
2.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с интеллектуальной недостаточностью ……………………………………………………..  22
2.2. Профессиональная ориентация учащихся с интеллектуальной недостаточностью в России и за рубежом………………………………………………………………………..  28 
Вывод по главе 2……………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………...  37 
Список литературы…………………………………………………………..  41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Holland, J. H. Adaptation in Natural and Artificial Systems. An Introductory Analysis with Applications to Biology, Control, and Artificial Intelligence / J. H. Holland. — MIT Press, 1992. — 225 p.
Super, D. E. The psychology of careers / D. E. Super. — N. Y., 1957
Баканова А. А. Анализ моделей профориентационной работы со школьниками: зарубежный и отечественный опыт / А.А. Баканова // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 1 (9). — С. 3-10.
Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики / С. Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1981.
Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций. / В.И.Белов. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2006. -С.163-176.
Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений / Эрик Берн; перевод с англ.; предисловие и примечания А. И. Фета. — Philosophical arkiv, Sweden, 2016. — 166 с.
Будникова, С. П. Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника: Метод. рекомендации для студентов всех специальностей / С. П. Будникова, Н. В. Просперова, С. А. Радченко, С. С. Радченко. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015. – 262 с.
Васенкина С.Н. Методическое обеспечение процесса профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений / С.Н. Васенкина // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 12. –С. 183-195.
Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: учеб. пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой. —— Балашов: Николаев, 2002. — 68 с.
Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости.//Собрание сочинений в 6-ти т.Т.5. Основы дефектологи. / Под ред. Т.А.Власовой. — М.: Педагогика, 1983. – 342 с.
Гордиевская Е.О. Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения: автореф.

Профориентации в России продолжает совершенствоваться уже не первое столетие.Первая служба по поиску работы появилась в 1897 году, но лишь во время Первой мировой войны оно получило государственный статус. Уже в 1900 году были выделены главные факторы, под влиянием которых молодые люди решали освоить ту или иную профессию: старинные обычаи (активно использовалось в консервативной России эпохи «Домостроя»); решение, ничем не мотивированное; личные таланты; материальная выгода.Выпускались журналы, содержащие данные об образовательных организациях, принимавших абитуриентов («Студенческий альманах», «Адрес-календарь»), но сделать обдуманный выбор самостоятельно было сложно. Н.Киреев, до того, как в Ленинграде появились профориентационные бюро, помогал молодым людям определиться с учебным заведением и направлением подготовки.  М.А.Рыбникова и И.А.Рыбников переняли данную инициативу, помогая учащимся в гимназии.В начале XX века в Москве Педагогическим музеем учительского дома было проведено исследование на базе нескольких школ для выявления факторов, влияющих на выбор будущей профессии. У учеников спрашивали про желаемое место обучения, о причинах выбора того или иного места, а также задавались вопросы про семью. Учителя собирали результаты и передавали исслевователям [33].