Философия религии эпохи эллинизма и поздней античности (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В истории Античности эпоха эллинизма занимает особое место. Это время, когда греческая культура распространилась на огромные пространства Азии и Африки. Одновременно с этим греческая цивилизация испытала значительное влияние со стороны Востока. В развитии философии после Аристотеля выступают черты совершенно новые по сравнению с предшествующей ей философией. Глубокие изменения происходят в понимании задач и целей самой философии, в понимании средств, с помощью которых эти задачи выполняются.В греческой философии существует тема, лежащая в основе всех других - это тема Бога, которая в свою очередь распадается на подтемы Его познания, атрибутов и поиска пути к Нему. Исследование этого направления является действительно актуальным и заслуживает пристального и всестороннего исследования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДУХОВНОЙ СИТУАЦИИ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ЭПИКУРЕИЗМА
ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ СТОИЦИЗМА
ГЛАВА 4. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ СКЕПТИЦИЗМА
ГЛАВА 5. ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НЕОПЛАТОНИЗМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Жизнь Плотина»: Porphyre. La vie de Plotin. Ed. L. Brisson, M.- O. Goulet-Cazé et al., préf. de J. Pépin. T. 1–2. P., 1982–1992.
2. Аристотель. Евдемова этика = Ηθικα Ευδημεια: в 8 кн. / Аристотель; пер. с древнегреч. Т.В. Васильевой, Т.А. Миллер, М.А. Солоповой; изд. подгот. М.А. Солопова. М.: Ин-т философии РАН, 2005. 445 с.
3. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. / Аристотель. М.: Мысль, 1975-1983. Т.1-4.
4. Бабушкина Д.А. Античная традиция «заботы о себе»: Объект и определение (Платон и Плотин) // ΠΛΑΤΩΝΟΠΟΛΙΣ: Философское антиковедение как междисциплинарный синтез историко-философских, исторических и филологических исследований. СПб., 2003. С. 94-98.
5. Бабушкина Д.А. Самопознание как форма «заботы о себе» (Платон и Плотин) // ΠΛΑΤΩΝΟΠΟΛΙΣ: Философское антиковедение как междисциплинарный синтез историко-философских, исторических и филологических исследова-ний. СПб., 2003. С. 242-256.
6. Богуславский В.М. Скептицизм в философии. М.: Наука, 1990. 272 с.
7. Болгов Н.Н., Литовченко Е.В., Смирницких Т.В. Поздняя античность: специфика эпохи и новые подходы к изучению // Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы IX регион. науч.-практ. конф.: в 2 т. Белгород, 2007. Т.1. С. 47-55.
8. Васильченко В.А. Скептицизм и религиозная вера: к постановке проблемы // Научная мысль Кавказа. 2009. № 3. С. 67-70.
9. Горан В.П. Эллинистическая философия как историческая предшественница христианской составляющей позднеантичного миропонимания // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2013. Т. 11. № 1. С. 117-127.
10. Гура В.А. Проблема бога и духовной реальности в античной философии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 2. № 4. С. 159-169.
11. Гусев Д.А. Эллинистический скептицизм как предтеча неклассических концепций истины // Преподаватель ХХI век. 2016. № 1. С. 229-241.
Эпоха исторических завоеваний Александра Великого (продолжавшаяся 12 лет), начало эллинизма, совпадает с возвращением и третьим периодом деятельности в Афинах 50-летнего Аристотеля, основавшего в 335/334 гг. до н. э. свою философскую школу, Ликей. Таким образом, последний период его деятельности формально оказывается включенным в эллинистическую культуру, на которую идеи Аристотеля и его школы (вместе с Академией) продолжали оказывать влияние. В не меньшей степени, чем к другим темам, это относится и к философской теологии Стагирита, особенно, к его учению об атрибутах бога и структуре доказательства его существования, а также их рецепции последующими мыслителями. Вместе с тем анализ эллинистической, как и более ранних систем философской теологии и гносиса как средств познания и приближения человека к богу, показывает, что Абсолют и различные конфигурации трансцендентного (понимание которого зависит от конкретных условий и специфик стилей философствования) универсально концентрируются не только как предельные парадигмы генезиса и развития земных форм, но и как основа, регулирующий фактор и гарант самого их существования. При этом сама философия принципиально адаптируется как специфическая форма жизни, направленная на воспитание и развитие особого, интеллектуально-духовного типа человека, способного не только познавать, но и, трансформируясь, восходить к Абсолюту.

