Особенности рекламы, информации, пропаганды в СССР
ВВЕДЕНИЕ
Использование механизмов «мягкой силы» в виде пропаганды, рекламы и подобных воздействий становится неотъемлемой частью внешней политики государства и обеспечения национальной и международной безопасности. Эти механизмы позволяют противодействовать политическому давлению и культурной экспансии зарубежных стран, обеспечивают сохранение национальной идентичности, создают положительный имидж государства, укрепляют международные позиции страны. За время существования Советского Союза накопился значительный опыт эффективного использования инструментов «мягкой силы» во внутренней и внешней политике.В работе анализируются методы и принципы информационной пропаганды и рекламы в СССР как инструмента «мягкой силы», рассматривается инфраструктура советского информационно-пропагандистского аппарата как централизованной системы и степень эффективности применения коммунистической идеологии на государственном уровне.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ В РОССИИ
1Ретроспективный анализ развития рекламы
2Виды рекламных носителей
3 Общая направленность социальной рекламы в советский период
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ, ИНФОРМАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ ВРЕМЕН
1 Типографика рекламы СССР
2 Носитель рекламной информации: радиопропаганда в СССР
3 Советская пропаганда как пример для современной России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература:
1. Бабурина, Н.Н. Плакат Немого кино: Россия 1900-1930 [Текст] / Н.Н.
2. Борков А.В. СССР в мировом информационном пространстве (1917—1945 гг.) Ч. 1. Нижний Новгород, 1995.
3. Борков А.В. Указ. соч. С. 131.
4. Грекулов Е. Ф., "Православная инквизиция в России". Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство “Наука”. Москва: 1964 г.
5. Гуревич П., Ружников В. Советское радиовещание. Страницы истории. М., 1976.
6. Евстафьев В.А., Пасютина Е.Э. История российской рекламы. 1991 - 2000.-М.: ИМА - пресс, 2002
7. Острогорский В.М. Правда против лжи. Московское радио в немецком эфире (1917—1980). М., 1982. С. 50.
8. Острогорский В.М. Указ. соч. С. 136.
9. Текст положения о ТАСС см.: О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. / Сб. документов и материалов. М., 1972. С. 134—136.
10. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: «Коммуникация убеждения» и мобилизационные механизмы. М.: РОССПЭН, 2007. С. 134.
11. Савельева О. Живая история российской рекламы. М. 2004.
12. Полонский В. Русский революционный плакат. М., 1925.
13. Прием М.С. Горбачевым глав посольств // Правда. – 1987. – 7 ноября. – № 311. – С. 1-2.
14.Рожков И. Я. Реклама советского периода: как это было // ЗПУ. 2007. №2 – С.171-178.
15.Силина Л. В., Внешнеполитическая пропаганда в СССР в 1945-1985 гг. : (по материалам отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б)-КПСС) / Лада Силина. – Москва : РОССПЭН, 2011. – 207 с.
16.Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: "коммуникация убеждения" и мобилизационные механизмы / [МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. гос. упр. и др.]; авт.-сост. А.Я. Лившин, И.Б. Орлов. – Москва : РОССПЭН, 2007. – 805 с.
17.Советская пропаганда на завершающем этапе войны ( 1943-1945 гг.) : cборник документов / [Рос. гос. арх. соц.-полит. истории и др.]; авт.-сост.: А. Я. Лившин, И. Б. Орлов. – Москва : РОССПЭН, 2015. – 397 c.
Существенные изменения, произошедшие после революции 1917 года, коснулись не только страны, но и рекламы, и долгое она рассматриваться как проявление капитализма. Само слово «реклама» на долгие годы исчезло из оборота: много лет рекламы вообще не существовало, вернее, оставалась только её политическая часть. На смену привычным всем рекламным лозунгам пришел слоган: «Вместе мы строим светлое будущее!» Рекламы если и были, то были только информационными: о товарах, кампаниях по сберегательным книжкам и курортам на Кавказе. Таким образом, реклама утратила свой коммерческий характер и стала частью советского общества в новом качестве.Главным условием развития политической рекламы в Советском Союзе был выбор, сделанный бывшими подданными Российской империи. Новообразованные политические силы представили народу совершенно противоположные сценарии будущего страны. Основной целью политической рекламы в сочетании с пропагандой и агитацией было привлечение населения страны .В 1922 году популярной была реклама в прессе, так, например, в газете «Экономическая жизнь» существовала компания, которая занималась рекламой промышленных товаров для жителей сел.

