Развитие словаря существительных у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка
ВВЕДЕНИЕ
Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов, недоразвитию словаря.Словарный запас у слабослышащих младших школьников именно вследствие нарушения слухового анализатора резко ограничен. Школьники с нарушенным слухом заменяют одни слова другими в пределах определенных смысловых групп. В их словаре обнаруживаются также лексические смешения слов, обусловленные недостаточным их различением на слух, наблюдается неточность и недифференцированность значений слов, обусловливающие неправильное их употребление.Бедность словарного запаса у слабослышащих младших школьников затрудняет процесс познании детьми окружающего мира и способствует затруднениям в социально-коммуникативном взаимодействии. Все это отрицательно сказывается на общем развитии младших школьников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1Существительное как часть речи…………………………..7
1.2Закономерности развития словаря существительных в онтогенезе…...13
1.3 Специфика развития словаря существительных у детей с нарушениями слуха……………………………………………………………………………………19
1.4 Методические аспекты коррекционной работы по развитию у слабослышащих младших школьников словаря существительных на уроках русского языка…………………………………………………………………….......................25
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования и обоснование диагностического инструментария………….......38
2.2 Содержание и результаты эмпирического исследования…………43
2.3 Проектирование содержания и методических подходов к реализации образовательно-коррекционной работы по развитию у слабослышащих младших школьников словаря существительных на уроках русского языка……………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……….……..……………..67
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………….71
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2010. 400 с.
2. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ син-таксиса. М.: Изд-во Московского университета, 1989. 215 с
3. Андреева Л. В. Сурдопедагогика. М.: Академия, 2005. 576 с.
4. Апресян Ю. Д. Синонимические средства языка. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 408 с.
5. Абрамян В. А., Гусева И. В. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира //Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 1. С. 95-96.
6. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М.: Академия, 2002. 203 с.
7. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети: научное издание. М.: Советский спорт, 2004. 303 с.
8. Боскис Р. М., Коровин К.Г. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. М.: Педагогика, 1981. 160 с.
9. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М.: Просвещение, 1990. 127 с.
10. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987. 159 с. [Электронный ресурс]. URL: https://pedlib.ru/Books/5/0096/index.shtml (дата обращения 12.01.2023).
11. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/178266/ (дата обращения 21.01.2023).
Таким образом, значение предметности имен существительных выражается в том, что существительные принадлежат к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему, что существительное может иметь или формы единственного числа для обозначения отдельного предмета, явления или понятия, или формы множественного числа, обладающие значением множества.Основная синтаксическая функция – быть подлежащим и дополнением. Может выступать и в роли других членов предложения: в функции сказуемого; в функции несогласованного определения; в функции обстоятельства места; нарицательные, собственные, одушевленные, неодушевленные, конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.Нарицательные существительные – их большинство – являются обобщенными наименованиями однородных предметов. Собственные существительные представляют собой единичные предметы, которые выделяются из ряда однородных. Нарицательные существительные могут употребляться в формах единственного и множественного числа, обозначая предметы, которые можно считать. Л. В. Морозова пишет о том, что «собственные существительные всегда пишутся с прописной (большой) буквы. Если собственное имя используется для обобщенного наименования однородных предметов, оно становится нарицательным. Нарицательными часто становятся имена литературных героев, если они употребляются для обозначения группы лиц, имеющих общую черту. Если нарицательные существительные используются в качестве названия или личного имени, то они становятся собственными» [36, с. 183].

