Сенсорное развитие как условие формирования элементарных математических представлений у детей младшей группы ДОУ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что стремительное обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человеку необходимо воспринимать и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим в Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования заложены задачи для дальнейшего познавательного развития ребёнка.
В п. 2.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования непосредственно указывается, что содержание программ дошкольных образовательных организаций «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные элементы, представляющие определённые направления развития детей (образовательные области): а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………....... 3
1 Теоретические основы изучения роли сенсорного развития в формировании элементарных математических представлений у детей младшей группы дошкольного образовательного учреждения ............... 8
1.1 Сущность и содержание сенсорного развития в формировании элементарных математических представлений у детей младшей группы дошкольного образовательного учреждения……………… 8
1.2 Особенности формирования элементарных математических представлений у детей младшей группы дошкольного образовательного учреждения............................................................. 11
1.3 Методика формирования элементарных математических представлений у детей младшей группы дошкольного образовательного учреждения ............................................................ 15
2 Экспериментальная работа по выявлению роли сенсорного развития в формировании элементарных математических представлений у детей младшей группы дошкольного образовательного учреждения ……...... 22
2.1 Первичная диагностика сенсорного развития и сформированности элементарных математических представлений у детей младшей группы дошкольного образовательного учреждения………………. 22
2.2 Формирование математических представлений у детей младшей группы дошкольного образовательного учреждения…………….. 25
2.3 Сравнительная диагностика сенсорного развития и сформированности математических представлений у детей младшей группы дошкольного образовательного учреждения….. 30
Заключение ………………………………...…………………………...…… 34
Список использованных источников ……………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.: ил. – (Вместе учимся, играем). – ISBN 5-7797-0031-1.
2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва: Юрайт, 2021. – 170 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08012-4.
3. Белошистая, А. В. Задачник-справочник по наглядной геометрии для ученика 4 класса четырехлетней начальной школы / А. В. Белошистая. – 2-е изд. – Москва : Классикс Стиль, 2008. – 130 с. : ил. – ISBN 978-5-94603-177-6.
4. Белошистая, А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 3–4 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений: в 2 книгах. Кн. Конспекты занятий. Методические рекомендации. Программа / А. В. Белошистая. – Москва: Владос, 2004. – 120с. – (Высшее образование). – ISBN 5-691-01085-9.
5. Белошистая, А. В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения : монография / А. В. Белошистая. – Москва : Инфра-М, 2017. – 234 с. – (Научная мысль). – ISBN 978-5-16-011549-8.
6. Богус, М. Б. Психолого-педагогические основы развития умственных способностей младших школьников : монография / М. Б. Богус. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 184 с.– ISBN 978-5-4475-5256-5.
7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – 218 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06925-9.
8. Васильева, Н. Н. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития: Академия К°, 2000. – 204 с.: ил. – (Игра. Обучение. Развитие. Развлечение). – ISBN 5-9285-0100-5.
В Отечественной педагогике дошкольный возраст является важным этапом, определяющий все дальнейшее развитие ребенка.Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития и сенсорных способностей привлекла внимание многих ученых, исследователей.Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах объектах окружающего мира: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие памяти. Период первых 3–х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развитие детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера.

