Изучение лексических синонимов в школе: задачи и средства (на примере 5 класса)

Скачать курсовую работу на тему: "Изучение лексических синонимов в школе: задачи и средства (на примере 5 класса)". В которой определен уровень сформированности лексических синонимов обучающихся. Подобран комплекс упражнений и заданий по формированию лексических синонимов.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
29.10.2025
Объем файла
143 Кб
Количество страниц
22
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Освоение лексических синонимов у школьников формируется понимание того, что эти слова отличаются оттенками значения. Суть этих отношений сводится к тому, что совокупность лексических единиц является достаточно четкой системой.
Изучая синонимы школьники повышают уровень речевой культуры. Умелое использование синонимов позволяет избежать в речи повторов, тавтологии и тем самым, устраняет однообразие и монотонность речи, делает высказывание разнообразным, точным, выразительным.
Выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией позволит принимать решение по проблеме, в которой учащиеся, отлично овладевшие теоретическими познаниями, испытывают сложности на практике.
Именно поэтому особенностью познания лексических синонимов, способов толкования лексического значения слова является формирование знаний о словах, близких по значению.
В обучении, этой теме посвящены работы над лексическими понятиями М.Т. Барановым, А.В. Прудниково

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические основы употребления лексических синонимов на уроках русского языка в основной школе...……………………………………..5

1.1 Системный анализ понятия «лексические синонимы»…..…………………5

1.2 Особенности формирования лексических синонимов на уроках русского языка в 5 классе…………………………………………………………………...7

Глава 2. Формирование лексических синонимов на уроках русского языка в 5 классе……………………………………………………………………………..11

2.1 Методы оценки уровня лексических синонимов...………………………..11

2.2 Комплекс упражнений и заданий по формированию лексических синонимов…………...…………………………………………….19

Заключение ………………………………………………………………………24

Список литературы ……………………………………………………………...25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostrаnstvo/srednyаyа-i- stаrshаyа-shkolа/russkij-yаzyk/fgos/fgos-ooo.html (дата обращения: 10.12.2022).

2. Бабайцева, В.В. Русский язык: Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. - М.: Педагогика, 2014. - 159 с.

3. Бархударов С.Г. Лексическая синонимия: сборник статей /Под ред. С.Г. Бархударова. - М.: Академия, 2017.- 354 с.

4. Валгина Н.С, Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык.-М.: Язык, 2019.

5. Воронина, А.В. Методическая система изучения заимствованной лексики в начальной школе /Ярославский педагогический вестник. 2016. – №4(49). – 221 с. 

6. Горбачевич К.С. Мир родной речи.- М.: Знание, 2018.

7. Демичева, В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная школа. – 2019. - №4. – С. 65-69.

8. Дерягин Д.Я. Беседы о русской стилистике.- М.: Знание, 2018.

9. Ефимов А.И. История русского литературного языка. – М.: Издательство Московского университета, 2016.

10. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – М.: Инфра-Н, 2020. – 240 с.

11. Методика преподавания русского языка: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. М. Т. Баранова, Н.А. Ипполитовой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова. – М.: Академия, 2019. – 368 с. 

12. Новикова, Т.Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка в аспекте регионализации образования: монография / Т.Ф. Новикова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 296 с. 

13. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004. — 240 с. 

14. Пахнова, Т.М. Текст как основа создани

Синонимы отличаются друг от друга звучанием и написанием [18, c. 181].
Лексические синонимы – это близкие или тождественные по значению слова, которые по-разному называют одно и то же понятие. Синонимы отличаются друг от друга или оттенком значения (близкие), или стилистической окраской (однозначные, т.е. тождественные), или тем и другим признаком одновременно. Например: румяный – розовый, розовощекий, розоволицый, краснощекий; окрестность – окружность, округа (разг.); преждевременный – ранний, безвременный (приподн., книжн. со словами смерть, кончина, гибель и т.п.). Первые отличаются в основном оттенками значений.
Синонимия тесно связана с явлением многозначности. Например, слово тихий имеет несколько значений, и к каждому из них могут быть подобраны свои синонимы. Так, в словосочетании тихий сон его синонимами являются – с