Исследование взаимосвязи осмысленности жизни и конфликтного поведения

Скачать дипломную работу на тему: "Исследование взаимосвязи осмысленности жизни и конфликтного поведения". В которой рассмотрены особенности осмысленности жизни и конфликтного поведения в раннем юношеском возрасте. Проведено эмпирическое исследование уровня смысложизненных ориентаций и конфликтности.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.10.2025
Объем файла
196 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Жизненный путь человека – это процесс формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет.
За прошедшее время в мире кардинально изменились социально-политические и материально-экономические условия жизни. Вместе с ними менялись ценностные, идеологическое и общечеловеческие ценности. Возрастает неуверенность человека в осмысленности его существования.
С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Большую актуальность этот вопрос приобретает в юношеском возрасте, когда человек уже практически стоит на пороге взрослой жизни.
Неопределенность периода юности вызывает специфические требования к адаптивным ресур

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ И КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 9

1.1 Понятие осмысленности жизни 9

1.2 Проблема конфликта в психологической науке 16

1.3. Осмысленность жизни и конфликтное поведение в юношеском возрасте 26

Выводы по первой главе 37

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ И КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 39

2.1 Организация и методы исследования 39

2.2 Результаты исследования 41

Выводы по второй главе 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдыжалиева А. С. Конфликт: понятие, классификация и причины возникновения [Текст] / А. С. Абдыжалиева // Вестник Бишкекского государственного университета. – 2022. – № 1(59). – С. 80-83. 

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст]: учебник / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2014. – 368 c.

4. Анохина А. С. Смысл жизни и проблема самоопределения человека [Текст] / А. С. Анохина, С. П. Кремплевская // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2013. – Т. 3. – № 11. – С. 1285. – EDN RRJGPF.

5. Анцупов А. Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. –   М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.

6. Баксанский О. Е. Философский и психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций личности в Отечественной и зарубежной литературе [Текст] / О. Е. Баксанский, А. В. Скоробогатова // Коллекция гуманитарных исследований. – 2019. – № 4(19). – С. 10-21. 

7. Бекмаганбетова, Г. Г. Конфликтность как психологическая проблема [Текст] / Г. Г. Бекмаганбетова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2007. – Т. 13. – № 4. – С. 141-144. 

8. Большой психологический словарь [Текст] / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.

9. Бородкина Е.В. Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия [Текст] / Е. В. Бородкина // Молодой ученый. – 2009. – № 2 (2). – С. 90-93.

10. Володина С. А. Смысложизненные ориентации как ресурс жизнестойкости личности [Текст] / С. А. Володина // Психология жизнеспособности личности: научные подходы, современная практика и перспективы исследований: Материалы методологического семинара, Москва, 18 декабря 2020 года / Отв. редактор Е.Ю. Бекасова. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. – С. 86-91.

11. Вострикова Т. П. Причины возникновения коммуникативных конфликтов / Т. П. Вострикова [Текст] // Образование и наука в современных условиях. – 2015. – № 1(2). – С. 165-167. 

12. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: учебник [Текст] / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 224 с.

13. Высоцкая А. Причины конфликтов (на примере студенческой группы) / А. Высоцкая [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных наук : Сборник научных трудов студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 05–06 апреля 2012 года / Национальный исследовательский Томский политехнический университет; Редакторы: Трубникова Н.В., Корниенко А.А., Лукьянова Н.А., Колодий Н.А., Попова Л.Л., Блейхер О.В., Арляпова Е.В., Раздьяконова Е.В., Метальникова Н.С., Карлова Л.В., Медведева Т.А., Конюхова Т.В., Забирова Т.А.. – Томск, 2012. – С. 127-129.

14. Глущенко М. А. Психология конфликта [Текст] / М. А. Глущенко // Проблемы и перспективы реализации междисциплинарных исследований : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Самара, 03 июля 2019 года. – Самара: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2019. – С. 44-46. 

15. Горбунова М.Ю. Социальная психология [Текст] / М.Ю. Горбунова. – М.: Владос-Пресс, 2019. – 223 c.

И. Кон отмечает, что именно в этот период проблема смысла жизни становится глобальной всеобъемлющей с учетом ближней и дальней перспектив. Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, в которых проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.
Деформация осмысленности жизни рассматривается в работах Р.К. Махмутовой, где говорится о том, что неспособность юношей и девушек найти смысл в общей направленности жизни связана с такими их личностными особенностями, как депрессивность, раздражительность, застенчивость, эмоциональная лабильность. Причем данные личностные свойства являются следствиями переживаний по поводу отсутствия смысла, а с повышением уровня осмысленности увеличивается общительность и уравновешенность. Осознание смысла жизни предполагает гармоничное существование личности и общества, способствует раз