Приемы работы над речевыми ошибками на уроках русского языка

Скачать курсовую работу на тему: "Приемы работы над речевыми ошибками на уроках русского языка". В которой проведен анализ классификаций речевых ошибок в актуальных научно-методических источниках, соотнесение речевых ошибок с типами норм; описана суть интеллектуально-поискового метода как инновационного, выявлены возможности его эффективного применения на уроках русского языка.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
26.10.2025
Объем файла
130 Кб
Количество страниц
29
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Одной из приоритетных задач современного урока русского языка является формирование языковой личности обучающегося; важным показателем уровня развития языковой личности становится грамотное владение ресурсами речи. Под языковой личностью понимается особая ступень речевого развития человека, свободное владение «большим запасом языковых (лексических и грамматических) средств» [1, с.35], их правильное использование в разнообразных коммуникативных ситуациях. Учёные, центр внимания которых составляет категория языковой личности, пишут о необходимости комплексного подхода к её формированию; владение нормами языка позволяет решать широкий спектр различных образовательных задач [2, с.267], поэтому владение речевыми ресурсами входит в число метапредметных умений и составляет важную часть ключевых компетенций обучающегося.
Содержание дисциплины «Русский язык» в рамках обновленной системы среднего образования строится таким образом, что существенным компонентом работы на уроке стан

Оглавление
Введение…………………………..………………………………….. 3
1. Теоретические основы организации работы над речевыми ошибками на уроках русского языка в условиях обновленного содержания образования ………….………………………………… 6
1.1. Литературная норма как фактор грамотной речи. Понятие «речевая ошибка» и его отношение к понятию «норма» ……………………..6
1.2. Проблема типологии речевых ошибок ……………………………… 9
1.3. Характеристика интеллектуально-поискового метода как эффективного средства решения учебных задач обновленной системы образования………………………………………………….. 13
2. Исследовательско-поисковый метод и его приемы как эффективное средство работы над речевыми ошибками на уроках русского языка в средних классах общеобразовательной школы …………………… 17
2.1. Принципы использования исследовательско-поискового метода в практической работе над речевыми ошибками……………………… 21
2.2. Апробация исследовательско-поискового метода посредством педагогического эксперимента……………...………………………… 22
2.2.1 Констатирующий этап эксперимента…………………………………. 22
2.2.2 Этап анализа эффективности применения исследовательско-поискового метода в работе над речевыми ошибками на уроках русского языка…………………………………………………………. 26
2.2.3 Этап педагогической рефлексии………………………………………. 26
Зaключение…………………………………………………………… 29
Список использовaнной литерaтуры ………………………………… 32
Ссылки на сетевые ресурсы……………………………………………35
Приложение 1…………………………………………………………...36
Приложение 2 ………………………………………………………….. 37

Список использованной литературы
1. Гауч, О. Н. Формирование языковой личности учащихся на уроках гуманитарного цикла в школе / О. Н. Гауч // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 1-2. - С. 103-105.
2. Гауч, О. Н. Языковая личность обучающегося как формат для определения уровня речевого развития / О. Н. Гауч, Т. А. Кибардина // Научный диалог. - 2016. - № 3 (51). - С. 267-280.
3. Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию (с русским языком обучения). - Астана, 2017. – 50 с.
4. Русский язык и культура речи / Т. И. Сурикова, Н. И. Клушина, И. В. Анненкова, Г. Я. Солганик ; под редакцией Г. Я. Солганика. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 239 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/4886345. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. – М. «Просвещение», 1975. – 170 с.
6. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей / С. Н. Цейтлин. – М.: «Просвещение», 1982. – 143 с.
7. Богуславская, Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова / Под ред. О. А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.
8. Шаменов, Б. М. Речевые ошибки в коммуникации современной молодежи эпохи постграмотности / Б. М. Шаменов // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. – 2019. – С.153-156
9. Хорева, Л. Н. Обеспечение точности воспроизведения текстов в периодической печати в условиях современных издательских процессов / Л. Н. Хорева: автореф. дис. … канд. филол. наук. - Краснодар, 2005. - 23 с.
10. Мистюк, Т. Л. Термин «речевая ошибка» в современной практике преподавания русского языка / Т. Л. Мистюк // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. - № 4 (15). – 90-94.
11. Рыженко, Ю. А. О речевых ошибках как лингвистическом феномене / Ю. А. Рыженко // Актуал

Исследовательско-поисковый метод – один из методов активного обучения, задача этого метода – придать учебной деятельности творческий исследовательский характер посредством передачи инициативы в организации познавательной деятельности самому обучающемуся. В основе разработки проблем теории данного метода лежат работы П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева в области учебной деятельности, Л. С. Выготского в области проблематики развития мышления, теория развивающего обучения В. В. Давыдова, личностно ориентированный подход (И. С. Якиманская) [20, с.7].
Психологической основой исследовательской деятельности является поисковая активность обучающихся, поэтому находим целесообразным обозначить данный метод как исследовательско-поисковый. В качестве приемов метода рассматриваем следующ