Приемы работы над речевыми ошибками на уроках русского языка
Введение
Одной из приоритетных задач современного урока русского языка является формирование языковой личности обучающегося; важным показателем уровня развития языковой личности становится грамотное владение ресурсами речи. Под языковой личностью понимается особая ступень речевого развития человека, свободное владение «большим запасом языковых (лексических и грамматических) средств» [1, с.35], их правильное использование в разнообразных коммуникативных ситуациях. Учёные, центр внимания которых составляет категория языковой личности, пишут о необходимости комплексного подхода к её формированию; владение нормами языка позволяет решать широкий спектр различных образовательных задач [2, с.267], поэтому владение речевыми ресурсами входит в число метапредметных умений и составляет важную часть ключевых компетенций обучающегося.
Содержание дисциплины «Русский язык» в рамках обновленной системы среднего образования строится таким образом, что существенным компонентом работы на уроке стан
Оглавление
Введение…………………………..………………………………….. 3
1. Теоретические основы организации работы над речевыми ошибками на уроках русского языка в условиях обновленного содержания образования ………….………………………………… 6
1.1. Литературная норма как фактор грамотной речи. Понятие «речевая ошибка» и его отношение к понятию «норма» ……………………..6
1.2. Проблема типологии речевых ошибок ……………………………… 9
1.3. Характеристика интеллектуально-поискового метода как эффективного средства решения учебных задач обновленной системы образования………………………………………………….. 13
2. Исследовательско-поисковый метод и его приемы как эффективное средство работы над речевыми ошибками на уроках русского языка в средних классах общеобразовательной школы …………………… 17
2.1. Принципы использования исследовательско-поискового метода в практической работе над речевыми ошибками……………………… 21
2.2. Апробация исследовательско-поискового метода посредством педагогического эксперимента……………...………………………… 22
2.2.1 Констатирующий этап эксперимента…………………………………. 22
2.2.2 Этап анализа эффективности применения исследовательско-поискового метода в работе над речевыми ошибками на уроках русского языка…………………………………………………………. 26
2.2.3 Этап педагогической рефлексии………………………………………. 26
Зaключение…………………………………………………………… 29
Список использовaнной литерaтуры ………………………………… 32
Ссылки на сетевые ресурсы……………………………………………35
Приложение 1…………………………………………………………...36
Приложение 2 ………………………………………………………….. 37
Список использованной литературы
1. Гауч, О. Н. Формирование языковой личности учащихся на уроках гуманитарного цикла в школе / О. Н. Гауч // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 1-2. - С. 103-105.
2. Гауч, О. Н. Языковая личность обучающегося как формат для определения уровня речевого развития / О. Н. Гауч, Т. А. Кибардина // Научный диалог. - 2016. - № 3 (51). - С. 267-280.
3. Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию (с русским языком обучения). - Астана, 2017. – 50 с.
4. Русский язык и культура речи / Т. И. Сурикова, Н. И. Клушина, И. В. Анненкова, Г. Я. Солганик ; под редакцией Г. Я. Солганика. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 239 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/4886345. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. – М. «Просвещение», 1975. – 170 с.
6. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей / С. Н. Цейтлин. – М.: «Просвещение», 1982. – 143 с.
7. Богуславская, Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова / Под ред. О. А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.
8. Шаменов, Б. М. Речевые ошибки в коммуникации современной молодежи эпохи постграмотности / Б. М. Шаменов // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. – 2019. – С.153-156
9. Хорева, Л. Н. Обеспечение точности воспроизведения текстов в периодической печати в условиях современных издательских процессов / Л. Н. Хорева: автореф. дис. … канд. филол. наук. - Краснодар, 2005. - 23 с.
10. Мистюк, Т. Л. Термин «речевая ошибка» в современной практике преподавания русского языка / Т. Л. Мистюк // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. - № 4 (15). – 90-94.
11. Рыженко, Ю. А. О речевых ошибках как лингвистическом феномене / Ю. А. Рыженко // Актуал
Исследовательско-поисковый метод – один из методов активного обучения, задача этого метода – придать учебной деятельности творческий исследовательский характер посредством передачи инициативы в организации познавательной деятельности самому обучающемуся. В основе разработки проблем теории данного метода лежат работы П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева в области учебной деятельности, Л. С. Выготского в области проблематики развития мышления, теория развивающего обучения В. В. Давыдова, личностно ориентированный подход (И. С. Якиманская) [20, с.7].
Психологической основой исследовательской деятельности является поисковая активность обучающихся, поэтому находим целесообразным обозначить данный метод как исследовательско-поисковый. В качестве приемов метода рассматриваем следующ

