Теоретико-литературные понятия как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся старших классов
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования ориентирована на формирование качеств личности, которые нужны человеку для того, чтобы реализовывать социально значимую деятельность. Как показывает практика, человек, успешный в обществе, должен уметь планировать свою деятельность грамотно, предвидеть её результаты, искать и находить продуктивные способы осуществления этой деятельности, производить анализ полученных результатов и последствий своей деятельности. Все перечисленные выше действия соответствуют логике и алгоритму проведения любого исследования, как учебного, так и научного, и начинать обучение исследованию необходимо уже в школе. Таким образом, необходимость формирования и развития метапредметных исследовательских компетенций учащихся является одной из важнейших задач современного образования [3]. Актуальность темы исследования обусловлена потребностью современного образования в приобретении школьниками опыта исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетенции школьников. В Федеральных государственных стандартах общего образования отмечается, что современная школа должна давать не только информацию, но и способы работы с ней, в том числе это касается изучения теоретико-литературных понятий. Школьники должны научиться выделять главное, приобретать новые знания самостоятельно и применять их в практической деятельности. В связи с этим появляется необходимость анализа и отбора учебного материала, поиска методов, приемов и средств организации образовательного процесса с включением учебно-исследовательской деятельности для формирования исследовательской компетенции обучающихся. Условием организации исследовательской деятельности является рациональная организация образовательного процесса. В ВКР предлагается описание использования методов формирования исследовательской компетенции на уроках литературы при изучении теоретико-литературных понятий в старших классах.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ 5
1.1. Понятие о компетенции и содержание исследовательской компетенции 5
1.2. Изучение теоретических понятий на уроках литературы в старших классах………………..13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 23
2. ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ………..24
2.1. Анализ учебников на предмет выявления работы с теоретическими понятиями на уроках литературы 24
2.2. Анализ сформированности исследовательских умений учащихся 32
2.3.Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы 40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Биянова Е.Б. Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы / Е.Б. Биянова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы 1 Междунар. Науч. Конф. – Пермь: Меркурий, 2011 – с. 108-112.
2. Гаврилина О.В. Основные компоненты структуры исследовательских математических умений старшеклассников / О.В. Гаврилина // Молодой ученый. – 2015. - №7 (62). – с. 21-27.
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
4. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы : пособие для студентов и преподавателей / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. В2-хч.–Москва: Просвещение; Владос, 1995. – Ч.1.– 288с.; Ч.2. – 288 с.
5. Абрамович,Г.Л.Введениевлитературоведение:учебник/Г.Л.Абрамович.–Москва :Просвещение,1987.
6. Альбеткова, Р.И. Теория литературы в системе литературного образования / Р.И. Альбеткова. – Москва: Просвещение, 2003.
7. Амфилохиева, М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы : методическое пособие / М. В. Амфилохиева. – Санкт-Петербург,2003.
8. Антипова, А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: учебное пособие / А.М. Антипова. – Москва: Флинта; Наука, 2003. – 264 с.
9. Аркин, И.И. Уроки литературы / И.И. Аркин. – Москва: Просвещение, 2002.
10. Беленький, Г.И. Изучение теории литературы в средней школе / Г.И.Беленький, М.А. Снежневская. – Москва, 1983.
11. Беленький, Г. И. Теория литературы в средней школе / Г.И.Беленький .– Москва : Просвещение, 1976.
12. Беленький, Г.И. Теория литературы в школе / Современные проблемы методики преподавания литературы / Г.И. Беленький.–Москва, 1974. – С. 46–47.
13. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы / С.А. Леонтьев, В.Ф. Чертов. – Москва, 2004.
14. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А.Леонова, В. Ф. Чертова.–Москва: АсаdеМа, 2002.
15. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В.В.Голубков. – Москва, 1962. – С.202–203.
16. Громов, Н. И. Изучение теоретико-литературных понятий / Н.И. Громов. – Москва: АПНРСФСР, 1960. – 135с.
17. Журавлев, В. П. Литература. 11 класс :учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.П. Журавлев, В.А. Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И. Павловский. – Москва: Просвещение, 2012
18. Иванов, В.П. Человеческая деятельность — познание — искусство / В.П. Иванов. – Киев: Наук. думка, 1977. – С.207–208
19. Ионин, Г.Н. Русская литература ХХ века: учебное пособие для ХI класса / Г.Н. Ионин, Л.И. Хватов. – Санкт-Петербург: Наука, 1994. – 123с.
20. Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов: [более 4500 слов и выражений] / Н.Г. Комлев. – Москва: Эксмо, 2006
21. Курдюмова, Т. Ф. Проблемы преподавания литературы в средней школе / Т.Ф. Курдюмова – Москва: Просвещение, 2003.
22. Гальперин А.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / А.Я. Гальперин. – М.: МГУ, 1985. – 82 с.
23. Леонтьев, А.А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: Педагогические проблемы / А.А. Леонтьев. – Москва, 1978. – С. 32
24. Литература. 5класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – Москва : Просвещение, 2013. – 303 с.
25. Литература. 5класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – Москва: Просвещение, 2013. – 303 с.
26. Литература. 6класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – Москва : Просвещение, 2012. – 304 с.
27. Литература. 6класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2 /В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – Москва : Просвещение, 2012. – 228 с.
28. Литература. 7класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.1 / В.Я. Коровина. – Москва : Просвещение, 2012. – 319 с.
29. Литература. 7класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / В.Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012. – 303 с.
30. Литература. 8класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч.Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин.–Москва: Просвещение, 2017. – 399 с.
31. Литература. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин. – Москва: Просвещение, 2017. – 368 с.
32. Литература. 9 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1 / В.Я. Коровиной. – Москва : Просвещение, 2008. – 369 с.
33. Литература. 9класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2 /В.Я. Коровиной. – Москва : Просвещение, 2008. – 383 с.
34. Литература. 10класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.1 / В.И. Коровин, Н.Л.Вершинина, Л.А. Капитанова. – Москва: Просвещение, 2012. – 414 с.
35. Литература. 10класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2 / В.И. Коровин, Н.Л. Вершинина, Л.А. Капитанова. – Москва: Просвещение, 2012. – 384 с.
36. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – Москва: Современная энциклопедия, 1987.
37. Маранцман, В.Г. Методика преподавания литературы в средней школе/ В.Г. Маранцман – Москва: Просвещение, 1996.
38. Мищенчук, Н.И. Русская литература: учебное пособие для 11 класса / под ред. Н.И. Мищенчука, Т.Ф. Мушинской. – Москва: Национальный институт образования, 2006.
39. Осьмакова, Л.Н. Хрестоматия по теории литературы / Л.Н. Осьмакова. – Москва :Просвещение, 1992.
40. Поспелова, Г. Н. Введение в литературоведение : учебник для университетов / Г.Н. Поспелова. – Москва, 1995.
41. Русская литература ХХ века. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений .– в 2-х ч. / под ред. В.В. Агеносова.
– Москва: Просвещение, 1996. – 125 с.
42. Снежевская, М.А. Изучение теории литературы в средней школе /
М.А. Снежевская. – Москва, 1992.
43. Тимофеев, Л. И. Основы теории литературы /Л. И. Тимофеев.–Москва. – 1992.
44. ФГОС СОО [Электронный ресурс]: Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. – Режим доступа: https://fgos.ru/
45. Художественное восприятие. Основные термины и понятия: (Словарь~справ.) / Редактор – составитель М.В. Строганов. Тверь: КГУ, 1988.
– 154с.
46. Щербина, В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе / В.Р. Щербина. – Москва: Просвещение, 1982.
47. Щербина, В.Р. Наука о литературе и проблемы преподавания литературы в школе / В.Р. Щербина. – Москва: Литература в школе. – 2002. – №11.
В учебнике по литературе 11 класса под редакцией В.П. Журавлева [37] изучаются такие литературные направления: «модернизм, символизм, акмеизм, футуризм. После изучения теоретических основ, учащиеся подходят кизучению жизни и творчества писателей (И.А. Бунин, А.И. Куприн, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, С.А. Есенин, Н.А. Клюев, Е.И. Замятин, М.А. Булгаков, М.И. Цветаева, А.Т. Твардовский, К.Г. Паустовский и многие другие)» [31, с. 13]. Проанализировав учебники по литературе для обучающихся 10-11 классов, мы заключили, что в курсе литературы для обучающихся старших классов содержится теоретическая база, состоящая только из литературных направлений и течений, чьи представители описывают в своем творчестве события, происходившие с ними в жизни. Задача учащихся состоит в том, чтобы соотнести факты биографии писателя с его произведением и проанализировать его, определив смысл, вложенный в него автором. Таким образом, можно сделать вывод, что в учебниках по литературе в школьном курсе теоретические основы изучаются во взаимосвязи с произведениями. Учащиеся по окончании теоретико-литературных понятий должны закрепить полученные знания на практике, применяя их при анализе художественных произведений. Школьники, переходя из класса в класс продолжают работать с той теоретической базой, которую сформировали ранее, а также углубляют и расширяют её в старших классах.