Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости школьника в учебной деятельности и путей их преодоления

Скачать дипломную работу на тему: Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости школьника в учебной деятельности и путей их преодоления. В которой определен анализ методик исследования психолого-педагогических причин неуспеваемости школьников. Изучены особенности психолого-педагогических причин неуспеваемости школьников.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.10.2025
Объем файла
134 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

До сих пор одним из самых «больных» мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе [7].Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года. Особое внимание специалистов привлекает проблема школьной неуспеваемости в начальных классах, так как начальное образование – фундамент, на котором строится всё среднее образование. Именно младший школьный возраст имеет значение для последующего становления личности [10].Проблема неуспеваемости детей младшего школьного возраста и ее причины – одна из центральных проблем в психолого-педагогической науке. 

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ
1 основные подходы к изучению неуспеваемости в психолого-педагогической литературе
2 классификация причин неуспеваемости
Выводы по 1 главе
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1 психолого-педагогические особенности школьников
2 своеобразие причин неуспеваемости младших школьников
3 анализ методик исследования психолого-педагогических причин неуспеваемости младших школьников
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабанский, Ю.К. Особенности обучения школьников: современные методы / Ю.К. Бабанский // Начальная школа. – 2016. – №11. – С. 39-44.
2. Блонский, П.П. Особенности школьной неуспеваемости: учебное пособие / Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, А.И. Чикуров, А.Н. Соколов. – М.: Академия, 2013. – 401 с.
3. Борисов, П.П. Современные средства и методы обучения детей младшего школьного возраста / П.П. Борисов, Т.В. Барлас // Псих. журн. им.С. С. Корсакова. – 2015. – №4. – С. 38-42.
4. Бударный, А.А. Особенности неуспеваемости школьников / А.А. Бударный // Учитель Республики. – 2015. –№8(15). – С. 13-19.
5. Гельмонт, А.М. Школьная педагогика: учебное пособие / А.М. Гельмонт. – М.: Академия, 2014. – 182 с.
6. Дубровина, И.В. Факторы школьной неуспеваемости: монография / И.В. Дубровина. – М.: Айрис, 2013. – 201 с.
7. Зинченко, В.П. Психологическая теория учебной деятельности: монография / В.П.Зинченко. – СПб.: Гриф, 2013. – 98 с.
8. Кондрашина, И.Н. Применение средств обучения в младшем школьном возрасте: монография / И.Н. Кондрашина. – М.: Академ, 2013. – 324 с.
9. Люсин, Д.В. Современные представления о школьной неуспеваемости / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – 2015. – № 2. – С. 54-65.
10. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2013. – 356 с.
11. Новиков, Б.И. Психолого-педагогические факторы, влияющие на успеваемость: монография / Б.И. Новиков. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
12. Патрикеева, Э.Г. Влияние успеваемости на формирование личности школьников / Э.Г. Патрикеева, Ю.К. Ивонтьева // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 694-697.
13. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2013. – 288 с.
14. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2011. – 400 с.

В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. П.П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы [2].В психолого-педагогическом словаре неуспеваемость обучающихся – это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам.Исследователь И.В. Дубровина трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формирование опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений [6].Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной и экономической позиций.Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении [11].