Формирование понятия числа у учащихся начальных классов
Введение
Изучение математики связано с усвоением определенной системы понятий. Чтобы овладеть этой системой и затем успешно применять приобретенные знания и умения, обучая младших школьников и решая задачу их развития средствами математики, необходимо сначала понять, каковы особенности математических понятий, как устроены их определения, предложения, выражающие свойства понятий. Эти знания нужны учителю начальных классов еще и потому, что он первым вводит детей в мир математических знаний, и от того, как грамотно и успешно он это делает, зависит и отношение ребенка в дальнейшем.Новые курсы обеспечивают обязательный уровень математической подготовки выпускников начальной школы, реализуют задачи развития. Изменение структуры и целей образования в начальной школе существенно повлияло на содержание обучения. Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал.
Содержание
Введение………………………………………………………………….………..3
1 Теоретические основы формирования понятия числа в начальном курсе математики у младших школьников……….…………………….……………7
1.1 Основные характеристика числа, рассматриваемые в начальной школе.……………. …………………….…………………………………..7
1.2 Современные подходы и педагогические технологии по формированию понятия числа у детей ……...……..………………………….…….…….16
2 Описание эмпирического исследования по формированию понятия числа у младших школьников………………………………………….…….………..17
2.1 Определение исходного уровня сформированности понятия числа у детей младшего школьного возраста ...………….………………………24
2.2 Разработка образовательных ситуаций в процессе изучения чисел в пределах 10………………………..……...………………………………..26
Заключение………………………………………………………….…………....30
Список использованных источников…………………………………………...31
Приложение А Содержание контрольной работы для 1 класса ……………..35
Список использованных источников
1. Александрова, Э. И. Математика (в 2 книгах). Первый класс. Учебник. Книга. – Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2019. – 160 с.
2. Александрова, Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс. Пособие для учителя, 2019. – 289 с.
3. Белошистая, А. В. Все виды задач по математике. 1–4 классы / Белошистая А. В. – Москва : Эскимо, 2012. – 224 с. –ISBN 978-5-699-52780-9
4. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся
по специальности «Педагогика и методика начального образования» /
А. В. Белошистая. – Москва : Владос, 2007. – 455 с. – ISBN 978-50691-0122-2.
5. Глейзер, Г. И. История математики в школе. Пособие для учителей. / Под редакцией В. Н. Молодшего. – Москва : Просвещение, 1964. – 376 с.
6. Гончарова, О. С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах // Молодой ученый. – 2012. – № 10. – С. 29.
7. Горелова, Г. В. Интегрированные уроки в начальной школе // Молодой ученый. – 2015. –№ 1. – С. 9–11.
8. Делан, Ю. Г. Различные формы работы на уроках математики в начальной школе в процессе решения текстовых задач. // Школа будущего, – 2014. – № 1. – С. 66–68.
9. Дорофеев, С. Н. Индивидуальные траектории обучения как средство организации математической деятельности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1. – С. 210–217.
10. Занков, Л. В. Методика преподавания математики в первом классе – Москва : Дом педагогики, 1997. – ISBN 5-89382-016-9.
11. Истомина, Н. Б. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1 / Н. Б. Истомина– 15-е издание. – Смоленск: Ассоциации XXI век, 2015. – 112 с. –ISBN 978-5-418-00776-6.
Огромная роль числа в жизни людей обусловливает довольно ранее формирование числовых представлений у ребенка. Уже в 23 года, отвечая на вопрос, сколько ему лет, малыш показывает два или три пальчика и называет соответствующее слово-числительное, обозначающее количество пальцев (предметов). В общении со взрослыми и в игре у ребенка расширяется запас числовых представлений, в его речи появляются новые слова-числительные, которые он соотносит с определенными образами (два глаза, два ухо, один нос, пять пальцев).Натурально число выступает на данном этапе как целостный наглядный образ, в котором он не выделяет единичных предметов. Наглядный образ числа также находит свое отражение в «числовых фигурах», каждую из которых ребенок соотносит с определенным словом-числительным. Так, уже в 4 года он легко может усвоить правила игры в «Домино», ориентируясь на «числовые фигуры», и непроизвольно запомнить их названия, закодировав тем самым каждый образ определенным словом, обозначающим число [4].Итак, первые представления детей о числе связаны с его количественной характеристикой, и ребенок может отвечать на вопрос «Сколько?», не имея должного уровня понимания числа и не владея операцией счета. Количественная характеристика предметных групп осознается ребенком и в процессе установления взаимно-однозначного соответствия между предметными множествами.

