Психологические особенности эмоционального интеллекта у подростков с повышенной тревожностью
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы все чаще стали говорить об «эмоциональном интеллекте», ведь он является одним из признаков интеграции, взаимосвязи между различными областями деятельности человека.
Люди постоянно взаимодействуют в сфере «человек – человек», в которой необходимо умение понимать, как свои собственные эмоции, так и других людей, контролировать эмоциональные состояния. Необходимо развивать способность к сопереживанию и эмпатии, навык выслушивания собеседника и понимания его переживаний, способность к установлению эмоциональной связи и умение располагать к себе других людей.
Умение управлять своими эмоциями помогает человеку развивать контроль над разрушающими импульсами, сохранять в тяжелых жизненных ситуациях рассудительность и повышает степень терпимости к неоднозначным ситуациям и повышает уверенность в себе.
В последнее время в литературе стало часто обсуждаться такое явление как тревожность. Считается, с одной стороны, что некий необходимый уровень тревожности в эмоционально-волевой регуляции имеет важнейшую роль, в общем являясь внутренней движущей силой, которая приводит у зрелой личности к формированию адаптивных качеств. Большинство авторов, с другой стороны, склонны думать, что именно большой уровень тревожности влечет за слюной затруднения в социо-психологической адаптации человека, построении личных качеств и адекватного образа себя [3].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ С ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ 7
1.1. Развитие психики в подростковом возрасте 7
1.2. Тревога и причины ее повышения у подростков 11
1.3. Понятие эмоционального интеллекта 14
Выводы к главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ 23
2.1. Описание выборки и методов исследования 23
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 24
Выводы к главе 2 33
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 1 41
Список литературы
1. Алмосов, С.М. Проблема тревожности в современной психологии / С. М. Алмосов. – М.: Лаборатория Книги, 2012. – 91 с.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
3. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапов. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
4. Белоконь О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
5. Вахрушева, Л.Н. Выраженность структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости : дис. канд. психол. наук / Вахрушева Л.Н. – Москва, 2011. – 21 c.
6. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин. – М.: Изд-во МГУ, 1974. – 201 с.
7. Дегтярев, А.В. Эмоциональный интеллект: становление понятия в психологии / [Электронный ресурс] // Электронный журнал Психологическая наука и образование, 2012. №2. – С. 1-13. Режим доступа: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_2_2912.pdf (дата обращения: 22.04.2018)
8. Кон, И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология Личности / Отв. ред. М. И. Бобнева Ё. В. Шорохова. – М.: Наука, №79. – С. 85–113
9. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Академия, 2007. – 432 с.
10. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001
11. Ларина А.Т. АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16) «Эмоциональный интеллект»
12. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей / А. Е. Личко. — Л.: Медицина, 1979. – 228 с.
13. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты //Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен/Под ред. Г.А. Емельянова. М., 2000.
14. Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерения, исследование. М., 2004.
15. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями – эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 129–140.
16. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн /Д.В. Люсин// Психологическая диагностика. 2006. №4. С. 3-22.
17. Малыгина, А. С. Тревожность в подростковом возрасте как фактор, влияющий на поведение в конфликтной ситуации // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3346–3350.
18. Милованова, Н. Г. Эмоциональный интеллект: новый ресурс педагога или новые требования? / Н. Г. Милованова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – № 1 (25). – С. 107-110.
19. Мэй, Р. Смысл тревоги / Перев. с англ. М. И. Завалова и А. И. Сибуриной. – Библиотека психологии и психотерапии, вып. 89. – М. : Независимая фирма Класс, 2001. – 384 с. 37
20. Пиаже, Ж. Избр. психол. произв. / Жан Пиаже. – М.: Прогресс, 1967. – 326 с.
21. Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психологопедагогических исследованиях [Текст] / Т. А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 107- 110.
22. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с
23. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. / Хельмут Ремшмидт – М.: Мир, 1994. – 320 с.
24. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Журнал Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2013. – вып. 2. – с. 42-52 38
25. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 6 (17). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 11.05.2018)
26. Степанова, О.П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа / О.П. Степанова. – М. : Флинта, 2015. - 80 с.
27. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы// Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
28. Фрай, Дж. Распространенные болезни: их природа, частота и лечение / пер. Г. А. Заиченко. – Москва: изд-во «Мир», 1978. – 402 с.
29. Хлевная, Е.А. Где твоя волшебная кнопка? Как развивать эмоциональный интеллект / Е.А. Хлевная. – М. : Питер, 2013. – 260 с.
30. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. — М.: Прогресс, 1993. - 480 c.
31. Шабанов, С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Шабанов, А. Алешина. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 440с.
32. Шандлоренко, Д.Д. Эмоциональный интеллект как комплементарный компонент в структуре адаптивных способностей студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 3. – С. 36-39.
33. Штайнер, К. Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем. Руководство по улучшению личных и профессиональных отношений / К. Штайнер. – Киев: ТОВ «НВП «Интерсервис», 2016. – 480с.
34. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2012, №2 3
35. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии - Психолого-педагогические исследования - 2012. Том. 4, № 2
36. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4
37. Gardner H. Multiple Intelligences. N.Y., 1993.
38. Goldberg C. Why Hamlet could not love // Psychoanal. and Psychother. Intelligence. 1991. Vol. 9. № 1.
39. Mayer J.D. Emotional Intelligence: Popular or Scientific Psychology. N.Y., 2005.
40. Mayer J.D., Salovey P. Emotional Intelligence. N.Y., 2005.
Отличительной особенностью модели Д.В. Люсина является кардинальное отличие от смешанных моделей то, что здесь в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые коррелируют способности к пониманию и управлению эмоциями. Возможно введение только таких личностных характеристик, которые более или менее имеют прямое влияние на уровень эмоционального интеллекта и его индивидуальные особенности. Также невозможно отождествить данную модель с трактовкой эмоционального интеллекта как черты. Лишь использование задач, характерных для интеллектуальных тестов и опросников является возможным для измерения предложенного конструкта. Использование опросников имеет большую примени тельную значимость для измерения внутриличностного эмоционального интеллекта, так как маловероятно, что внутренний рефлексивный опыт человека возможно оценить с применением тестов, которые имеют правильные и неправильные ответы. При измерении межличностного эмоционального интеллекта использование задач более целесообразно, несмотря на то, что возникают сложные методические вопросы, которые связаны с определением правильных и неправильных ответов [15].
Последующее развитие концепции эмоционального интеллекта должно способствовать пониманию и детальному рассмотрению таких научно-практических проблем, как профилактика, коррекция и реабилитация девиантного поведения, эмоционального выгорания, развитие творческих способностей, социализации личности, повышение стрессоусойчивости и уровня жизни индивида в целом.