Роль нестандартных задач в обучении математике
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного развития науки и техники к выпускникам школы предъявляются все более высокие требования. Обществу требуются не просто образованные его члены, а личности, постоянно развивающие свой интеллектуальный потенциал, но и умеющие критически относится к результатам своей деятельности, неординарно решать возникающие проблемы, в том числе с использованием новых для себя источников информации. Такие качества должны воспитываться еще в школе.Особую роль в образовании имеет такой предмет как математика, так как ее изучение во многом влияет на интеллектуальное развитие, на воспитание многих качеств, необходимых современному человеку.Важно отметить, что современное образование предполагает сдачу экзамена по математике профильного уровня, а это означает, что ученикам придется столкнуться с задачами нестандартного вида, поэтому уметь решать их, это необходимость для успешной сдачи экзамена. Галкин Е.В. [4] уделил этому вопросу огромное внимание.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НЕСТАНДАРТНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 5
1.1. Понятие «нестандартные задачи» и их классификация ..5
1.2. Значение применения нестандартных задач в обучении математике ..9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ 11
2.1. Возрастная классификация обучения решению нестандартных задач 11
2.2. Выбор методик обучения решению нестандартных задач…………....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.
/А.В. Брушлинский – М.: Знание,1983. – 96 с.
Буслаева И.П. О различных подходах к определению нестандартной задачи // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина. Серия: Естественные науки. / И.П. Буслаева – М.: Прометей, 1995. — С. 204, 205.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. Для учителя, –3-е изд. / Л.С. Выготский – М.: Просвещение,1991. – 93 с.
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Алгебра: Учеб. посо- бие для учащихся 7-11кл. / Е.В. Галкин. – Челябинск: «Взгляд», 2004. – 448 с.
Гарунов М.Г. Самостоятельная работа как средство накопления опыта творческой деятельности / М.Г. Гарунов // Советская педагогика. 1973. № 4. С. 21.
Гарунов М.Г. Развитие у учащихся восьмилетней школы опыта творческой деятельности в процессе выполнения самостоятельных работ: на матери- але курса математики восьмилетней школы: Дис. канд. пед. наук / М.Г. Гарунов. – М.,1973.
Горев П. М. Уроки развивающей математики в 5–6-х классах средней школы / П. М. Горев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. –
Горев П. М. Уроки развивающей математики. 5–6 классы: Задачи математического кружка / П. М. Горев, В. В. Утёмов. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 207с.
Дрозина В.В. Механизм творчества решения нестандартных задач. Руководство для тех, кто хочет научиться решать нестандартные задачи: учебное пособие / В.В. Дрозина, В.Л. Дильман – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 255 с.
Егорченко И. В. Математические абстракции и методическая реальность в обучении математике учащихся средней школы: Дис. докт. пед. наук. – Саранск, 2003. – 421 c.
Ермолаева -Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. 1975. №5. С. 166 –175.
Канель-Белов А.Я. Как решают нестандартные задачи: 4-е изд. / А.Я. Канель-Белов, А.К. Ковальджи.
На уроках математики мы нередко слышим слова: нестандартная задача, нестандартный ход решения, нестандартная ситуация, нестандартный подход.Мы решили рассмотреть несколько трактовок понятия «нестандартная задача». В литературе по методологии и теории обучения математике до сих пор нет одной единственной трактовки, которая позволила бы раскрыть сущность нестандартных задач. Рассмотрим мнения о понятии «нестандартная задача», ко- торые используют методисты-математики.К примеру, Ю.М. Колягин [14] определяет нестандартную задачу так: «Не- стандартная задача – это задача, решение которой для данного ученика не явля- ется известной цепью известных действий», подчеркивая этим относительность данного понятия.В своей работе «Как научиться решать задачи» JI.M. Фридман и Е.Н. Турецкий предлагают такое определение нестандартной задачи – «Нестандартные задачи – это такие задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения». Также под нестандартной понимается задача, при решении которой учащийся не знает ни способа ее решения, ни на какой учебный материал нужно опираться при ее решении.

