Категория «образ автора» и ее функциональная роль в русскоязычной прозе Ч. Айтматова

Скачать дипломную работу на тему: Категория «образ автора» и ее функциональная роль в русскоязычной прозе Ч. Айтматова. В которой определено своеобразие художественно-речевого выражения авторского сознания в литературных произведениях Ч. Айтматова. Изучены внетекстовые и внутритекстовые формы присутствия автора.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.10.2025
Объем файла
162 Кб
Количество страниц
81
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Творческий опыт Ч. Айтматова вывел русскоязычную прозу на вершину национального литературного процесса. Опыт Айтматова-писателя стал примером высочайшего мастерства для современников и последующих поколений кыргызских авторов.Выдающаяся роль в формировании и распространении литературно- художественного билингвизма принадлежит Ч.Т. Айтматову. К. Асаналиев высказывает мнение, что «появление одной незаурядной творческой личности в литературе и ее индивидуальный творческий подвиг иной раз равняются подвигу самой литературы индивидуальное творчество переходит границы собственно личного художественного открытия и становится непререкаемым авторитетом определения направления и путей художественного движения национальной литературы» [1].
 

ВВЕДЕНИЕ
1 Глава 1: СПЕЦИФИКА КАТЕГОРИИ «ОБРАЗ АВТОРА-ГЕРОЯ»
1.1 Понятие «образ автора-героя» в филологии, в стилистике
1.2 Типы авторства
1.3 Способы создания образа автора-героя в прозе Ч. Айтматова 
2 Глава 2: СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОГО ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ч. АЙТМАТОВА
2.1 Отражение образа автора-героя в национальной картине мира Ч. Айтматова
2.2 Своеобразие образно-ассоциативной системы в произведениях Ч. Айтматова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использованный СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Асаналиев К. Чынгыз Айтматов: поэтика художественного образа: Автореф. дис. …д-ра филол наук. – Фрунзе, 1989. – 36 с.
Айтматов Ч. Заметки о себе // Советские писатели: Автобиографии. Т. 4. – М.: Худож. лит., 1972.
Айтматов Ч. Диалог с мэтром: Ответы на вопросы читателей // Московский комсомолец – Кыргызстан. – 2007. – 22-29 августа. – С. 8.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 354.
Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971, с. 7.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 69.
Карамзин Н. М. Избранные статьи и письма. M., "Современник", 1982. С. 39.
Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.,1972, с.8.
Горшков А. И. Лекции по русской стилистике. М., "Литературный институт им. А. М. Горького", 2000. С. 133.
Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., "Наука", 1980. С. 3.
Чудаков А. П. В. В. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века. В кн.: Виноградов В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М., 1980. С. 303.
Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 92.
Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., "Наука", 1980. С. 203. 
Одинцов В. В. Стилистика текста. М., 1980. С. 187.
Лихачев Д.С. О теме этой книги // Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Высш. шк., 1971. – С. 219.
Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. – М., 1989. – С. 385.
Aвepинцeв C.C. Между «изъяснением» и «прикровением»: ситуация образа в поэзии Ефрема Сирина // Восточная поэтика: Специфика художественного образа. – М.: Наука, 1983. – С. 235.
Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. – М., 1989. – С. 389
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 403.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 405.

Анализ Средневекового периода развития литературы и эпохи классицизма показывает, что доминирующей категорией на этих этапах выступает категория жанра. Образ же автора находится по отношению к жанру в зависимом положении. «Автор, – пишет Д. С. Лихачев, – в гораздо меньшей степени, чем в новое время, озабочен внесением своей индивидуальности в произведение. Каждый жанр имеет свой строго выработанный традиционный образ автора, писателя, «исполнителя» [6].И только сентименталистами и романтиками был поставлен вопрос об авторской индивидуальности. Проблема «автора» – поэта, прозаика, вообще художника слова – в литературной теории Карамзина тесно связана с учением сентименталистов о воспитательном назначении искусства, «я уверен, что плохой человек не может быть хорошим автором» – резюмирует он [7]Однако здесь понятие «автор» еще не отделяется от понятия «образ автора». Но уже Гоголь в статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность» (1846 г.) различает автора и героя. Так, анализируя творчество Пушкина, он пишет: «Поэма вышла собрание разрозненных ощущений, нежных элегий, колких эпиграмм, картинных идиллий, и, по прочтении ее, на место всего выступает тот же чудный образ на все откликнувшегося поэта» . По сути дела, на примере «Евгения Онегина» Гоголь говорит о соотношении образа автора и персонажей в произведении и о возросшей роли первого.