Приемы комплексного изучения детского материнского фольклора в лирике М.И. Цветаевой на уроках литературы (уровень среднего общего образования)
ВВЕДЕНИЕ
Марина Ивановна Цветаева - одна из выдающихся представительниц поэзии Серебряного века. Литературное наследие поэта велико: стихи, поэмы, поэтические драмы, мемуарная, автобиографическая, историко-литературная и философско-критическая проза. Большинство его работ появилось после его смерти, а некоторые до сих пор не опубликованы.
Марина Ивановна Цветаева вошла в русскую литературу, когда на смену символизму пришли и были признаны новые течения: футуризм и акмеизм. Но поэт решает найти свой собственный путь и не проявляет интереса к подражанию модным течениям, и тогда он скажет о себе, что «ни в какую форму не вписывается" [Цветаева,1995].
M.И. О поэзии Цветаевой написано много: это воспоминания современников, рецензии на первые сборники ее стихов, исследовательские работы отечественных и зарубежных ученых, например, А. А. Саакянца, И.V. Кудрова, М.И. Белкина и др.
О формировании личности Ми. Было замечено, что на Цветаеву сильно повлияли такие жизненные обстояте
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Детский фольклор в контексте народной традиции
1.1. История изучения и собирания детских фольклорных произведений
1.2. Классификация жанров детского фольклора Материнский фольклор и его разновидности
Глава 2. Мотивы детского материнского фольклора в лирике Марины Цветаевой
2.1. Значение биографического фактора в освоении М. Цветаевой традиций материнского фольклора
2.2. Образ матери в лирике М. Цветаевой
2.3. Черты материнского фольклора в стихотворениях, посвященных дочерям, сыну, семье и Родине
Глава 3. Изучение малых фольклорных жанров в школе в средней школе детского материнского фольклора в лирике М.И. Цветаевой на уроках литературы
3.1. Особенности изучения малых фольклорных жанров в школе
3.2. Анализ школьных программ и учебников по литературе с точки зрения изучения лирики М.И. Цветаевой
3.3. Способы и приемы изучения жанров детского материнского фольклора в стихотворениях М.И. Цветаевой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абраменкова В.В. Агиологическая психология детской святости // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2007. – № 4. – с. 33-57.
2. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. – М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. – 640 с.
3. Абраменкова В.В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства: автореф. дис. докт. психолог. наук. – М., 2000. – 57 с.
4. Абраменкова В.В. Детская субкультура: содержание, функции, значение в культуре. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36717.php (дата обращения 08.11.2022).
5. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.-Воронеж: МОДЭК, 2000. – 416 с.
6. Абраменкова В.В. Ты утаил от мудрых, но открыл младенцам: детская святость в русском православии. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.portal-slovo.ru (дата обращения 08.11.2022).
7. Акимова Т. О поэтической природе лирической народной песни. — М., 1986, с. 393. Аникин В. Русское народное поэтическое творчество. — Л., 1987, с. 312.
8. Алламуратова, А. Ж. Поэтика фольклора в лирике Марины Цветаевой / А. Ж. Алламуратова, Г. Ж. Алламуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40049/ (дата обращения: 08.11.2022).
9. Ахмадеева С.А. Жизнь и творчество М.И. Цветаевой в диссертационных исследованиях 1989-2005 гг. // Лики Марины Цветаевой: XIII Международная научно-тематическая конференция (Москва 9-12 октября 2005.): Сб.докл. / Отв. ред. И.Ю. Белякова. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2006. С. 479-524.
10. Василенко В.А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новиковой. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1978. – 440 с. С. 132-148.
11. Гаспаров М.Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтики слова. // О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. – СПб., 2001. с. 136-149.
12. Гаспаров М.Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова. // О русской поэзии: Анализы: Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001. С. 136–149.
13. Громов Р.М. Исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве // Молодой ученый. – 2016. - №21. – с. 862-864.
14. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ.
15. Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2009. – № 4. – С. 51–57.
16. Зубова Л.В. Язык поэзии Марины Цветаевой // СПб.: Изд-во Санкт – Петербургского университета, 1999. – 232 С.
17. Казарина Л.А. Показатели сформированности исследовательской компетенции учащихся профильных классов // Вестник ТГПУ. Томск, 2013. Вып.7. С. 196 – 201.
18. Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество: учебно – методическое пособие [Текст] / И.Е. Карпухин. – М.: Высшая школа, 2005. – 280с.
19. Клинг О.А. Поэтический мир М.Ц. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 2001.
20. Клинг О.А. Поэтический стиль М. Цветаевой и приемы символизма: притяжение и отталкивание // Вопросы литературы. – 1992. – Вып 3. – С. 74-93.
21. Копылова Н.И. Фольклоризм лирики М. Цветаевой // Фольклор и литература: про
В книгу А.В. Терещенко «Быт русского народа» (1848) также включены тексты потешек («Ладушки», «Сороки»), колыбельные песни и описания игр; к русским песням приведены параллели на украинском и польском языках.
В своих воспоминаниях «Записки и замечания о Сибири» (1837) собирательница Е.А. Авдеева впервые дает живые зарисовки детского быта, тексты игровых приговоров. Она приводит тексты колыбельных песен и прибаутки, слышанные ею в детстве. «В старину, – пишет она, – нянюшки или, где их не было, мать или бабушка, укладывая ребенка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них нет ничего остроумного или поэтического, они изображают простой старинный быт и какие-то особенные понятия о воспеваемых предметах. В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь редко где в отдаленных от столицы и больших городов местах можно услышать такие припевы». Ссылка?
Новый этап в собирании и организации детского фольклора как самостоятельного целого начинается с деятельности В. И. Даля (1801–1872). Начиная с 1842 года, исследователь публикует сборники и подборки текстов различных жанров фольклора. Существенное место среди них занимает и детский фольклор. Приводимые

