Физическое воспитание как фактор адаптации первоклассников к обучению в школе

Скачать дипломную работу на тему: Физическое воспитание как фактор адаптации первоклассников к обучению в школе. В которой определены возможности физического воспитания как средства адаптации детей к обучению в школе. Изучены теоретико-методологические основы сущности процесса адаптации первоклассников к обучению в школе.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
18.10.2025
Объем файла
156 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его положение. Основным занятием становится учеба. Все поступки, отношения с социальным окружением выстраиваются в соответствии с новыми обязанностями.Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни. Новый режим дня, необходимость сидеть на уроках спокойно, сохраняя правильную рабочую позу (так называемая статическая нагрузка), все это доставляет ребенку некоторый дискомфорт[1, 5, 26, 54].Актуальность темы исследования заключается в том, что адаптация первоклассников к школе является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально-адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1 Возрастные особенности физического развития детей младшего школьного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2 Педагогические условия социально-педагогической адаптации первоклассников в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.3 Особенности адаптации детей к обучению в школе средствами физического воспитания . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ .. . . 32
2.1 Методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.2 Организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 51
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебн. пособие для студентов вузов./ Г. С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2000. — 324 с.
Алейникова, Т.В. Возрастная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова – Ростов-на-Дону: РГУ, 2002, - 20 с.
Алиев, М.Н. Оптимизация режима двигательной активности учащихся начальных классов средствами гимнастики // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона / М.Н.Алиев, А.Р.Шахриев. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2003. -Часть III. -С. 128 .
Ананьева, И.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / И.А.Ананьева// Вестник Российской АМН. -1993.-№5.-С. 19-24.
Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации: учебное пособие для вузов / . - Москва, 2000. - 18 с.
Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК. — М.: Физкультура и спорт, 1978. —223 с.
Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход /Л. П. Баданина//Начальная школа плюс До и После.-2007.-N 12. — С. 59-62.
Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации // Вестник АМН СССР. - 1989. -№ 8. - С. 73—79.
Балакирева, Г. В. Развивающие занятия для младших школьников /Г. В. Балакирева//Справочник классного руководителя.-2008.-N 2. — С. 55-62.
Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. - №1. - С. 24-26.
Бальсевич, В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта/ В.К. Бальсевич// Теория и практика физической культуры. - 2001. - №1.- С.10-16.
Безруких, М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться / М.М.Безруких. — Тула: ООО Издательство «Родничок», 2003.- 94 с.

Согласно последним данным, состояние здоровья детей младшего школьного возраста оценивается многими специалистами как неудовлетворительное. Это выражается в низких показателях физического развития, физической подготовленности и состоянии устойчивости к заболеваниям детского населения. По данным научных исследований более трети детей испытывают постоянные учебные перегрузки и затруднения в усвоении обычных образовательных предметов [8].Младший школьный возраст является благоприятным периодом не только для развития большинства основных двигательных качеств, но и в значительной степени для реализации воспитательной составляющей развития целостной личности учащихся. При работе с детьми учитель физической культуры должен хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью [11].Младший школьный возраст характеризуется довольно интенсивным, но сравнительно плавным и равномерным развитием организма ребенка. В течение каждого года длина и масса тела возрастают в среднем соответственно на 4 -5 см и 2 -3 кг, а окружность грудной клетки – на 2-3 см. Мальчики и девочки в начальных классах растут примерно одинаково, с одной  лишь разницей, что у мальчиков длина тела увеличивается преимущественно за счет роста ног, а у девочек – за счет роста  туловища [58].