Роль логических задач в математическом образовании учащихся начальных классов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью общества в социально активной творческой личности, которая формируется в процессе обучения в школе; необходимостью решения проблемы развития умственных способностей учащихся в процессе обучения. В развитии логического мышления исключительно велика роль математики. Одним из эффективных способов развития логического мышления в начальной школе является использование на уроках математики различных задач, в первую очередь логических и нестандартных.Анализ методической литературы, пояснительных записок к учебной программе свидетельствует о том, что каждому учителю необходимо развивать логическое мышление детей. Однако учителя не всегда знают, как это сделать на практике.Часто это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной степени происходит спонтанно, поэтому большинство детей не овладевают начальными методами логического мышления.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................... 3
1 Теоретические основы использования логических задач в математическом образовании учащихся начальных классов………. 7
Возрастные особенности развития логического мышления младших школьников на уроках математики.......................... 7
1.2 Общая характеристика логических задач в начальных классах.. 12
1.3 Методические особенности использования логических задач
в математическом образовании учащихся начальных классов.... 17
Эмпирическое исследование по определению роли логических задач в математическом образовании учащихся начальных классов… 24
2.1 Выявление исходного уровня умения решать логические задачи на уроках математики в начальных классах.................. 24
2.2 Методические рекомендации по организации работы над логическими задачами в начальных классах............................. 27
Заключение................................................................................................. 33
Список использованных источников.............................................................. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аксенова, М. В. Подготовка младших школьников к решению задач на предположение / М. В. Аксенова // начальная школа. – 2019. – № 11. – С. 51-55. – ISBN 0027-7371.
Александрова, Э. И. Методика обучение математике в начальной школе. 1 кл. : (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) : пособие для учителя четырехлет. нач. шк. / Э. И. Александрова. – 3-е изд. – Москва : Вита-Пресс, 2001, 2004. – 239 с. : ил., табл. – (Развивающее образование). – Сер. указ. на обл. – ISBN 5-7755-0296-5.
Белошистая А. В. Развитие логического мышления младших школьников : учеб. пособие для СПО / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 129 с. – ISBN 978-5-534-11554-3.
Белошистая А. В. Обучение решению задач в начальной школе : кН. Для учителя / А. В. Белошистая. – Москва : Русское слово, 2003. – 287 с. : ил. – изд-во: ТИД Рус. Слово – РС. – ISBN 5-94853-098-1.
Блонский, П. П. Память и мышление : психологические исследования / П. П. Блонский. – Москва : Академия, 2017. – ISBN 978-5-9710-4840-4.
Богомолова, О. Б. Логические задачи / О. Б. Богомолова. – 2-е изд. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 270 с. – (Задачник). – Библиогр.: с. 270. – ISBN 5-94774-610-7.
Быкова, Т. П. Нестандартные задачи по математике. 3 кл. : к учеб. М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой [и др.] «Математика. 3 кл.», Л. Г. Петерсон «Математика. 3 кл.», Т. Е. Демидовой, С. А. Козловой, А. П. Тонких «Математика. 3кл.» / Т. П. Быкова. – 5-е изд., перераб. и доп. 3. – Москва : Экзамен, 2014. – 142 с. – (ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт)) (УМК) (Учебно-методический комплект) (Математика). – ISBN 978-5-377-06528-7.
Вендина, А. А. Логические задачи на установление закономерностей / А. А. Вендина // Начальная школа. – 2018. – № 3. – С. 24-27. – ISSN 0027-7371.
Современный мир перенасыщен информацией. Незаметно для самого себя любой человек, а особенно ребенок, каждый день получает большое количество данных, которые хранятся в его памяти и влияют на поведение, психику и характер. Систематизация полученной информации - сложная задача, и дети справляются с этим по-разному и не всегда правильно. Как правило, информация анализируется и выводы делаются по наитию, исходя из собственной, внутренней логики, которая у каждого человека своя.По сравнению с дошкольниками у младших школьников изменяется содержание мышления. Дети этого возраста начинают выделять существенные связи и отношения при оперировании не только реальными вещами, но и их образами. Под влиянием рефлексии учащиеся овладевают словесно-логическим мышлением: опираясь на внутренние основания своих действий.В возрасте 6–7 лет ребёнок имеет высокий уровень развития психических процессов, именно этот возраст сензитивен к формированию логического мышления. Все познавательные процессы тесно связанные друг с другом. В этот период происходит переход от наглядно – образного к словесно – логическому, понятийному мышлении.Большое значение в развитии логического мышления детей имеет развитие мыслительных операций.