Мониторинг ситуации и управление в чрезвычайных ситуациях в регионе (на материалах ГУ МЧС по Московской области

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Мониторинг ситуации и управление в чрезвычайных ситуациях в регионе (на материалах ГУ МЧС по Московской области". В которой разработаны модели и алгоритмы информационно-аналитической поддержки должностных лиц, принимающих управленческие решения в кризисных ситуациях на базе продукционных и нечетких моделей; разработаны предложения по повышению эффективности принятия управленческих решений.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
17.10.2025
Объем файла
17464 Кб
Количество страниц
81
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4000 руб.
5000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Успешное прогнозирование и ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС), расчет состава сил и средств (СИС), своевременная и качественная помощь пострадавшим при ЧС природного и техногенного характера достигается за счет эффективной организации деятельности органов управления МЧС России.
Задачи организации управления в МЧС России возложены на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Для контроля функционирования подсистем и звеньев РСЧС, а также осуществления оперативного управления в пределах имеющихся полномочий существуют органы повседневного управления РСЧС.
В деятельности органов повседневного управления существуют проблемы, связанные с качеством и оперативностью принимаемых решений, негативно влияющие на исход ЧС, могут привести к дополнительным материальным затратам и плохо прогнозируемым последствиям.
Качество и объем получаемой информации о ЧС остаются недостаточными для принятия рационального и обоснованного решения. Это связано с получением противоречивой информации, при которой полезность информации соответствует отрицательному значению или, когда ценность полученной информации равна нулю, что мешает лицу, принимающему решение (ЛПР), оценить сложившуюся ситуацию, и усложняет возможность эффективно управлять процессом ликвидации чрезвычайной ситуации.
Проблемы возможно решать, применяя соответствующие системы поддержки принятия решений на основе 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ 4

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как цель обеспечения государственной и общественной безопасности 9

1.1 Правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 10

1.2 Государственная политика в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 15

1.3 Координация деятельности органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов публичной власти 24

Глава 2 Современные технологии мониторинга ситуации и управления в чрезвычайных ситуациях 35

2.1 Роль и значение мониторинга деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 36

2.2 Информационные ресурсы и системы прогнозирования и предупреждения возникновения ЧС 45

2.2.1 Информационная Система «Лесной Дозор» 45

2.2.2 Анимированная карта явлений погоды по данным радарных 

наблюдений – Веб – ГИС «Метеорад» 50

2.2.3 Информационная система и ресурс из сети Интернет Windytv.com 52

2.2.4 Информационная система и ресурс из сети Интернет Ventusky.com 53

2.3 Информационные ресурсы и системы моделирования развития обстановки и оценки последствий чрезвычайных ситуаций 55

2.3.1 Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства «ИСДМ-Рослесхоз» 55

2.3.2 Система информационной поддержки принятия решений в случае аварийных ситуаций на радиационно и химически опасных объектах 

«RECASS NT» 67

2.3.3 Информационно-аналитическая система анализа и управления рисками и поддержки принятия решений по эффективной защите территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, критически важных объектов экономики «САУР» 71

2.4 Информационные системы космического мониторинга ЧС 74

2.4.1 Геоинформационная система «КАСКАД» 74

2.4.2 Система оперативного мониторинга СКАНЭКС 78

2.4.3 Информационный ресурс ДЦ ФГБУ «НИЦ ПЛАНЕТА» 80

Глава 3 Перспективы развития деятельности по мониторингу и управлению в чрезвычайных ситуациях в Московской области 84

3.1 Анализ и оценка деятельности органов МЧС в рамках осуществления мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне 84

3.2 Проблемы повышения эффективности принимаемых решений в кризисных ситуациях в регионе 89

3.3 Пути совершенствования деятельности по мониторингу и управлению в чрезвычайных ситуациях в регионе 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020): [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Федеральный конституционный закон от 6.11.2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

4. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

5. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

6. Федеральный закон от 22.08.1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/. 

7. Федеральный закон от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

8. Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

9. Федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/. 

10. Федеральный закон от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

11. Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

12. Федеральный закон от 28.12.2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

13. Федеральный закон от 23.05.2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

14. Федеральный закон от 31.06.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

15. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [Электронный ресурс] СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

16. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2010 года № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской 

Согласно Конституции Российской Федерации вопросы обеспечения законности, общественного порядка и общественной безопасности являются совместной компетенцией Российской Федерации и ее субъектов; охраны окружающей среды и экологической безопасности; борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий (пункты «б», «д», «з» части 1 статьи 72) [1]. 
Стратегическими документами, определяющими основы государственной политики Российской Федерации в сфере защиты населения от ЧС и стихийных бедствий, являются указы Президента Российской Федерации: «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года», «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» [20].
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [4].
При контроле за исполнением законов о защите прав граждан при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций