Влияние координационных способностей на техническую подготовку волейболистов 11-12 лет
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач воспитания детей является формирование стойкого убеждения в необходимости повышения уровня культуры жизнедеятельности, освоения ценностей физической культуры.
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности,
осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которые требует проявления находчивости, быстроты реакции, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества и способности связывают с понятием ловкость. Неотъемлемую основу ловкости составляют
координационные способности [32].
Спортивные игры являются эффективным средством физического воспитания всех категорий населения. Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; физическое совершенствование и укрепление здоровья как условия о
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИМИНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКАМИ 11-12 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ВОЛЕЙБОЛОМ……7
1.1 Понятие о координационных способностях………………………….. 7
1.2 Физиологические особенности подросткового возраста…………..... 13
1.3 Методы развития координационных способностей …………………. 20
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ У ПОДРОСТКОВ 11-12 ЛЕТ ………29
2.1 Подбор и организация исследования по выявлению уровня развития координационных способностей на занятиях волейболом………………………..29
2.2 Методические рекомендации при проведении тестирования для оценки координационных способностей. …………………………………………40
2.3 Методические рекомендации по использованию комплекса упражнений для развития координационных способностей подростков 13-14 лет на занятиях волейбола………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...………………………….. 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ……………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. БЕГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ…………………………….. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРЫЖКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ………………………... 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. УПРАЖНЕНИЯ НА РАВНОВЕСИЕ………………….. 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ДАННЫЕ ТЕСТИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА…………………………………64
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ДАННЫЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ТЕСТИРОВАНИЯ…………………………………65
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ДАННЫЕ ТЕСТИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА КОНЕЧНОМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА….. 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ДАННЫЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА КОНЕЧНОМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безрукова, В. С. Настольная книга педагога – исследователя [Текст] / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: Дом учителя, 2018. – 236 с.
2. Бубэ, Х. Тесты в спортивной практике [Текст] / Х.Бубэ, Г. Фэк, Х. Штюблер, Ф. Трогш. – М.: Физкультура и спорт, 2018. – 240 с.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии. [Текст]/ Н.А. Бернштейн – М.: «ФиС», 2016. – 186 с.
4. Волейбол [Текст]: учеб.для высш. учеб. заведений физ. культуры / под ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. – М.: СпортАкадемПресс, 2017. – 368 с.
5. Волейбол [Текст]: учеб.для студентов вузов, обучающихся по спец. 022300 – Физкультура и спорт / под ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 358 с.
6. Волков, Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена [Текст] /Л. В. Волков. – Киев : Здоровье, 2016. – 180 с.
7. Годик, М. А. Спортивная метрология [Текст] /учебник для институтов физ. культ. М. А. Годик. – М. : Физкультура и спорт, 2015. – 192 с.
8. Евсеев Ю. И. Физическая культура [Текст]: учеб.пособие / Ю. И. Евсеев. – ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 182 с.
9. Железняк, Ю. Д. Волейбол: примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст] / Ю. Д. Железняк, А. В. Чачин, Ю. П. Сыромятников. – М.: Советский спорт, 2013. – 112 с.
10. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб.пособие для вузов / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М.: Академия, 2017. – С. 18-22.
11. Железняк, Ю. Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование [Текст]: учеб.пособие для студ. /Ю. Д. Железняк. – М.: Академия, 2015. – 342 с.
12. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: техника и тактика обучения [Текст]: учеб.для студ. высш. учеб. заведений /Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов. – М.: Академия, 2017. – 520 с.
13. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических
Координационные способности волейболиста, несмотря на участие и других физических качеств, безусловно, занимают особое место в двигательной деятельности спортсмена.
Во-первых, высокий уровень развития координационных способностей является определяющим условием совершенствования техники игры и ее качественного овладения спортсменом;
Во-вторых, волейболист, обладающий высоким уровнем развития координационных способностей, может быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям игры, выбирать наиболее эффективные приемы игры, что часто создает ситуацию успеха на волейбольной площадке как для отдельного игрока, так и для всей команды в целом.
Выполнение технических приемов основано на уже усвоенных ранее координационных связях. Чем разнообразнее двигательные навыки спортсмена, тем успешнее овладение техникой и тактикой игры и ее использование в постоянно меняющихся условиях. В этой связи можно сделать вывод, что основным направлением развития координационных способностей является приобретение спортсменами разнообразных новых приемов и навыков, а также улучшение ранее усвоенных координационных связок.
Условия, необходимые для выполнения спортсменом и тренером для развития координационных способностей:
1) Упражнения для развития координационных способностей требуют повышенного внимания, максимальной точности двигательного действия, и поэтому оптимально использовать их в начале основной части тренировки;
2) Упражнения, которые использует тренер,