Процесс формирования лидерства в профессиональной группе
ВВЕДЕНИЕ
Современные реалии показывают, что обществу нужны не только образованные, но также предприимчивые люди с ярко выраженными лидерскими качествами. Наиболее актуальными качествами руководителей становятся умение принимать быстрые, но взвешенные решения, прогнозировать последствия своих действий, а также мобильность и способность конструктивно мыслить в стрессовых ситуациях. Умение нести ответственность за принятые решения и при этом не отвергать сотрудничество – важнейшие аспекты работы человека на руководящей должности [1].
Изучением феномена лидерства западные исследователи занимаются длительное время (У. Беннис, М. Вебер, А. Залезник, М. Мескон, Р. Стогдилл и др.). Первые исследования проблем лидерства в отечественной науке были проведены Е. А. Аркиным, П. Л. Загоровским, А. С. Залужным, С. О. Лозинским и др., которые рассматривали вопросы «вожачества», лидерства в детских организованных и стихийных коллективах. Позднее проблему изучали О. С. Виханский, И. П. Волков, Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Основные понятия лидерства………………………………………. 6
1.1. Лидерские качества, их психологическая характеристика…… 6
1.2. Особенности развития лидерского потенциала в процессе онтогенеза человека……………………………………………12
Глава 2. Определение специфики профессиональной группы…………… 17
Глава 3. Диагностика и моделирование процесса формирования лидерских качеств внутри профессиональной группы……………………... 26
3.1 Реализация модели формирования лидерства внутри профессиональной группы посредством деятельности органов самоуправления………………………………………………………………..26
3.2 Анализ результатов реализации модели формирования лидерства …………………………………………………….. 36
Заключение…………………………………………………………………….. 40
Список литературы……………………………………………………………. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ануфриева Ю.В. Педагогическое управление формированием лидерства в контексте ценностно-ориентированных технологий: научное пособие / Ю.В. Ануфриева. - Москва : Академия, 2016. - 54-60 с.
2. Байдаков А. Н. Лидерство и командообразование : учебное пособие / А. Н. Байдаков, А. В. Назаренко, О. С. Звягинцева. — Ставрополь : СтГАУ, 2019. — 132 с.
3. Грачев Г. В. Основы социально-психологической портретистики личности и социальных групп : учебное пособие / Г. В. Грачев. — Саратов : СГУ, 2021. — 80 с.
4. Джанерьян С. Т. Психологические основы отбора персонала : учебное пособие / С. Т. Джанерьян. — Ростов-на-Дону : ЮФУ, 2016.
5. Добрина О. А. Метод Дельфи в оценке перспектив модернизации российского высшего образования // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. — Вып. 15. — Новосибирск, 2013. — С. 218-223.
6. Дроздова Н. В. Практикум по психологической диагностике : учебное пособие / Н. В. Дроздова. — Оренбург : ОГПУ, 2022. — 40 с.
7. Елизаров С.Г. Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций. Сборник материалов 3 международного симпозиума. - Москва, 2011. -124-126 с.
8. Иванова С., Болдогоев Д., Борчанинова Э., Глотова А., Жигилий О. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. / 5-е изд. – М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 279 c.
9. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. / 7-е изд. – М.:Альпина Пабл., 2016. – 302 c.
10. Лидерство : учебное пособие / составители А. В. Каминский, О. А. Лукашова. — Хабаровск : ДВГУПС, 2018. — 67 с.
11. Лидерство и командообразование : учебное пособие / А. Н. Байдаков, А. В. Назаренко, Д. В. Запорожец [и др.]. — Ставрополь : СтГАУ, 2018. — 132 с.
12. Лисовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки: науч.-попул. — М.: Высш. шк„ 1990.— 304 с.
13. Миланич Ю. М. Психологическая диагностика : учебное пособие / Ю. М. Миланич. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2019. — 176 с.
14. Мильнер Б.З. Теори
Самое большое желание подростка-заслужить уважение и признание ровесников, стать авторитетным в группе.
Принимать активное участие в жизни социума ребенка провоцирует стимулирование активности в пределах школы. Именно желание занять какое-то важное место в коллективе, добиться признания переходит с ним в более взрослую жизнь, в студенчество.
На данном этапе развития подросток обрастает большим количеством общественных связей. Помимо желания самоутвердиться у него появляется ощущение взрослости, самостоятельности. Уровень самооценки при этом, а также навык рефлексии напрямую определяют дальнейшее поведение студента.
В это время у представителей молодежи также формируется активная гражданская позиция. Большая часть усилий затрачивается студентом на активное самосовершенствование, создание максимально комфортного образовательного пространства внутри ВУЗа, а также определение будущего вектора собственного развития. Этот пери