Психолого-педагогические особенности профилактики отклоняющегося поведения подростков в рамках семейного воспитания
Введение
Актуальность работы: Проблема профилактики отклоняющегося поведения среди детей школьного возраста очень актуальна на данный момент. Детям с отклоняющимся поведением (позитивным и негативным) непросто учиться в школе и сидеть на уроках. У этих детей имеются свои особенности и причины, по которым их поведение можно назвать «отклоняющимся от нормы».В настоящее время родители (законные представители) по закону РФ вправе выбирать форму получения ребенком образования. Для детей с отклоняющимся поведением, возможно, будет лучше получать образование вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Семьи могут переводить своих детей на форму «семейного образования» с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста в науке.
2. Отклоняющееся поведение подростков как психолого-педагогический феномен
3. Особенности профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях семейного воспитания
Выводы по I главе
Глава II. Эмпирическое исследование психолого-педагогические особенностей отклоняющегося поведения подростков
1. Методология организации и проведения эмпирического исследования
2. Анализ результатов экспериментального исследования
3 Психолого-педагогические рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения подростков в рамках семейного воспитания
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Список литературы
Агамиров К.В. Генезис и прогнозирование правового отклоняющегося поведения // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 2 (33). С. 48-53.
Азаров Ю. П. Семейная педагогика. -- М.: Академия, 2009.
Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учеб. пособие / под ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2015.
Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2012, 384 с.
Антонов А. И. Социология семьи: Учебник/ Под.ред. проф..-2-е изд. -М., 2010.
Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен // Педагогика. - 2010. №9. С. 28-33.
Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. – М., 2011.
Афонюшкин О.С. Причины и сущность деструктивного поведения учащейся молодежи // В мире научных открытий. 2015. № 1-2 (61). С. 923-932.
Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. Психолого-педагогические очерки. - М.: КНОРУС, 2010.
Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Захарова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Коршунова В.В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально-опасном положении // Современные проблемы науки и образования, 2015, № 2-1.
Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог. Введение в профессию. - М.: Академия, 2009.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1994.
Беличева С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2013. 181 с.
Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2010. Вып. №2. С. 43-46.
Беляева С.И. Психологическая поддержка матери подростка с делинквентным поведением – М., 2013.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Галлея, 2008.
Подростковый возраст –это длительный переходный период, в течение которого происходит ряд физических изменений в результате полового созревания и вступления во взрослую жизнь. Каждый возраст имеет свои особенности, и они влияют на поведение и мировоззрение людей. Данной возраст считается наиболее интересным для проведения эмпирических исследований, так как в ходе этого возрастного периода ребенок из зависимого детства превращается в самостоятельную и сформированную зрелую личность за довольно короткий промежуток времени.Границы подросткового возраста у разных исследователей варьируются, но наиболее принятым является возраст 11-14 лет. В это время, как определяет Л. Выготский, подросток проходит три точки созревания - органическое созревание, половое и социальное созревание, из которых социальное происходит позже всего и сопровождается конфликтными переменами поведения в семье. Мышление подростка перестраивается и обретает способность к определению понятий, что влечет за собой неизбежную переориентацию внимания подростка на внешний мир, других людей, социум. Происходит формирование личности и попытка обрести самостоятельность личности и решений. Однако подросток еще не отвечает за последствия своих поступков, и потому отвечать за них приходится родителям .