Поэтика абсурда в произведениях В.Пелевина и Н.В.Гоголя

Скачать дипломную работу на тему: Поэтика абсурда в произведениях В.Пелевина и Н.В.Гоголя. В которой определено выявление поэтики абсурда в произведениях В. Пелевина. Изучено определение термина «поэтика абсурда» в концепте литературно-художественной методологии.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.10.2025
Объем файла
99 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Абсурд в литературном творчестве - это образ, данный как действительность, выходящая за грани разумного смысла, reductioadabsurdum некоторой мысли. Чаще всего он формируется на базе соотнесения фрагментов метафоры, либо ее вариаций (оксюморона, гротеска, парадокса, олицетворения и т.д.) с внедрением вышеуказанного тропа в профанную действительность материального мира. В итоге возникает аналог истины, способный при художественных или исторических требованиях позиционировать себя как абсурд.Вольф Шмид называет психологию персонажа, склонного к прямому прочтению метафоры, (распознавание означащегося с означаемым) абсурдной («проза как поэзия»). Лингвистика, начиная с А.А.Потебни, трактует её как мифологическую. Г.А.Гуковский проводит параллель между этим явлением и («Гоголевским реализмом»), а Ж.Морон («От навязчивой метафоры к индивидуальному мифу») уделяет особое внимание не герою, а автору. 

Содержание
Введение
Глава 1. Понятие абсурда в литературоведении
1. О понятии художественного абсурда
2. Особенность реализации классификации абсурда в современной отечественной литературе
Вывод к первой главе
Глава 2. Поэтика абсурда в художественной прозе Н.В. Гоголя и В.О. Пелевина
1. Образ абсурдной реальности в современной российской прозе (на материале творчества В. О. Пелевина)
2. Абсурдность в произведениях Н.В. Гоголя
3. Приемы передачи абсурда в произведениях Гоголя и Пелевина: сравнение
Заключение
Список использованной литературы

Список использованной литературы

Бачурина, Д. И. Поэтика интертекстуальности в романе В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота» / Д. И. Бачурина // Слово. Словесность. Словесник : Материалы Международная научно-практическая конференция преподавателей и студентов, посвященной Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, Рязань, 21 апреля 2022 года / Отв. редактор Ю.А. Южакова. Том Выпуск VIII. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2022. – С. 189-191. – EDN ICOMVS.
Богданова О. В. Современный литературный процесс (к вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годов ХХ века) / О. В. Богданова. - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001.
Булавина М.О. Творчество Гоголя в постмодернистских киноинтерпретациях // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-gogolya-v-postmodernistskih-kinointerpretatsiyah (дата обращения: 17.05.2023).
Буренина О. «Реющее» тело Абсурд и визуальная репрезентация полета в русской культуре 1900–1930-х годов // Абсурд и вокруг: Сборник статей / Отв. ред. О. Буренина. – М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 188–241
Буренина О. Д. Абсурда поэтика // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. Москва, 2008. С. 7-8.
Буренина О. Что такое абсурд, или По следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг: Сборник статей / Отв. ред. О. Буренина. – М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 7–75.
Воронин В.С. «Законы» фантазии и абсурда в трагическом мироощущении русской литературы XX в.: дисс. … д. филол. н.: 10.01.01; Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Волгоград, 2002. С. 358.
Воронин В.С. Взаимодействие фантазии и абсурда в русской литературе первой трети ХХ века: символисты, Д. Хармс, М. Горький. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2003. С. 290.

Уникальность абсурдного изречения как явления языка и речи рассматриваются в статьях и публикациях лингвистической ориентированности, а также в монографиях из других гуманитарных дисцплин, включая источники междисциплинарного направления. Ученый  Т.С. Узбеков в своем сравнительном анализ абсурда и парадокса, приходит к выводу, что это виды языковой игры и, вслед за Н.М. Джусуповым, видит в них лексические нарушения и девиации языка, которые, если их активизировать, могут преобразовать всю языковую структуру.Такая трактовка верная, но иногда неудобна при анализе художественного текста (при анализе свойств языка и речи может применяться термин  «тип коммуникативной неудачи» [12, с. 96].Хотя понятие «абсурд» вряд ли можно оценить, посколько оно используется в литературе как категориальная данность, но термин «девиантность»  по – прежднему несет в себе негативные коннотации Н. Злыднева указывает, что термин «абсурд» следует изучать на основе одного из его значений, определяемого как «несоразмерность», не отделяя его от тесно связанного с ним понятия «парадокс». Это, по её мнению, позволяет интерпретировать русский абсурд как «частного случая парадокса» и «отмечать зону совпадения между парадоксом и абсурдом»[14, с. 241].