Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста
Введение
Для формирования гармоничной личности обучающегося и развития адекватной самооценки актуальными становятся вопросы о его межличностных отношениях с окружающими.
Актуальность изучения отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности важна, прежде всего потому, что отношения со сверстниками могут оказывать серьезное влияние на личностное развитие. Именно поэтому информация об особенностях развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции, приобретает первостепенное значение.
Актуальность изучения отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности важна, прежде всего потому что отнош
Оглавление
Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Межличностные отношения детей с задержкой психического развития ...................................................................................................................7
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития............................................................................................7
1.2.Особенности межличностных отношений в школьном коллективе детей с задержкой психического развития.......................................................................13
Выводы по материалам главы..............................................................................17
Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития .............................................19
2.1. Характеристика исследуемых коллективов сверстников детей младшего школьного возраста...............................................................................................19
2.2. Анализ экспериментального изучения особенностей межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития....22
Выводы по материалам главы..............................................................................30
Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.............31
3.1. Описание подходов по совершенствованию межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития............31
3.2. Планирование работы по совершенствованию межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.......................................................................33
3.3. Рекомендации для педагогов и психологов по совершенствованию межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития......35
Выводы по материалам главы..............................................................................38
Заключение.............................................................................................................39
Список используемой литературы.......................................................................42
Приложения............................................................................................................47
Список использованной литературы
1. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия [Текст] / А. А. Амельков. – М.: Мозырь: Содействие, 2018.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 2017.
3. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: [Текст] Учеб. Пособие. / Л. Н. Блинова – М.: НЦ ЭНАС, 2019.
4. Бойков, Д. И., Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст]: учебно-методическое пособие [Текст] / Д. И. Бойков – СПб.: КАРО, 2018.
5. Власова, Т. А.О детях с отклонениями в развитии [Текст] 2-е изд., испр и доп. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер – М.: Просвещение, 2019.
6. Волкова Л.С., Селиверстов В.И. и др. Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017.
7. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2019.
8. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров – СПб.: СОЮЗ, 2020.
9. Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъективно-деятельностный подход: монография [Текст] / под науч. Ред. У. В. Ульенковой, – Нижний Новгород: НГПУ, 2018.
10. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2019.
11. Карпова, Г. А., Диагностика межличностных отношений / Г. А. Карпова, Т. П. Артемьева // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии [Текст] / Сост. О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2020.
12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2018.
13. Лебединский, В.В Задержанное психическое развитие/ О.В. Защиринская // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии [Текст] / Сост. О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2019.
14. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. -- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019.
16. Мастюкова, Е. М. Сем
Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова отмечают, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Так, у этих детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы, отмечаются более низкие показатели зрительного опознания. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающиеся сверстники [12].
Недостаточность зрительного восприятия приводит к бедности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного мышления. Эти особенности зрительного восприятия не могут не оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обусловливает большие трудности при обучении грамоте [12].
М.С.Певзнер, выделяя несколько клинических вариантов инфантилизма - с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при первично сохранном интеллекте (наиболее легкая форма аномалии), с недоразвитием познавательной деятельности, осложненными нейродинамическими нарушениями, с недоразвитием познавательной деятельности, осложненным недоразвитием речевой функции), - допускает, что главным и определяющим симптомом задержки в легкой степени может быть недоразвитие только эмоционально-волевой сферы. В этом случае интеллект детей первично сохранен [2].
Ряд специалистов (Е.Г. Сухарева, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, Е.С. Иванов и др.) считают, что церебральные астении, аффективная расположенность, психопатоподобные расстройства могут не только снижать работоспособность, усугубляя дефект познавательной деятельности при задержке психического развития, но и играть роль первопричины в возникновении ЗПР.
Задержка психического развития, обусловленная выраженными церебрально-органическими прич