Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения

Скачать дипломную работу на тему: Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения. В которой определен примерный план урока по выразительному чтению. Изучены основные характеристики процесса выразительного чтения.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.10.2025
Объем файла
77 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1760 руб.
2200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Одна из самых важных целей школы - становление личности ученика. Выразительные навыки и умения чтения формируются не только как один из видов вербальной и умственной деятельности, но и как сложный комплекс навыков и умений, имеющий общеобразовательный характер, который используется учащимися при изучении всех школьных предметов, в жизненных случаях, в учебном процессе и т.д., и т.п.Художественная литература оказывает сильное влияние на личность. Художественная литература обладает огромным развивающим и воспитательным потенциалом: она знакомит ребенка с историческим опытом человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее ученик воспринимает ту или иную работу, тем большее влияние она оказывает на личность. Таким образом, являясь одной из основных задач обучения экспрессивному чтению, школьная программа решает задачу обучения восприятию художественного произведения.
 

Содержание
Введение
1. Сущность выразительного чтения
1.1 Чтение как вид речевой деятельности
1.2 Основные характеристики процесса выразительного чтения
2. Методика работы над выразительным чтением
2.1 Формирование навыка выразительного чтения у учащихся
2.2 Значение интонации, повышения и понижения голоса при обучении выразительному чтению
2.3 Примерный план урока по выразительному чтению
3. Преимущества и недостатки использования различных методик при обучении выразительному чтению
Заключение
Список литературы

Список литературы
1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для СПО / Л. И. Аксенова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт,
2018 — 216 с. — (Серия : Профессио нальное образование).
2. Аксенов В.Н. Искусство художественного слова / Всеволод Аксенов. - Москва : Искусство, 1954. – 161.
3. Брызгунова Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык. М.: Просвещение, 2007. – 145 с.
4. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. М.: Юнити-Дана, 2006. – 245 с.
5. Воробьева С.Н., Кондратина Т.И. Чтение 2 - 4 класс: Методические разработки уроков. М. Издат-школа, 2000. – 187 с.
6. Завадская Т. Ф., Майман Р. Р. Внеклассные занятия выразительным чтением. Методика выразительного чтения. М.: Дело, 2007. – 102 с.
7. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. Омск: ОмГУ, 2004. – 22 с.
8. Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело, 2007. – 140 с.
9. Корст Н. О. Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. М.: Академия, 2001. – 78 с.
10. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. - 144 с.
11. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2000. - 368 с.
12. Майман Р. Р. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению. М.: Дело, 2005. – 135 с.
13. Майман Р. Р., Дмитриева Е. Д., Найденов Б. С. Выразительное чтение. Практикум для студентов-заочников 1-го курса факультетов русского языка и литературы пед. институтов. М.: Просвещение, 2000. – 125 с.
14. Маерова К.В. Выразительное чтение. М: РУДН, 2003.-145 с.
15. Найденов Б., Коренюк Л. Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 2007. - 176 с.

В современной педагогике чтение рассматривают как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения.Исходя из чего, речь – это язык в действии, общении. Когда человек принимает сообщения, он слушает или читает; когда передает сообщения, он говорит или пишем. Можно сказать, что существует четыре вида речевой деятельности, которые связанны между собой: слушание и чтение, говорение и письмо.Речевая деятельность, как, и чтение имеет свою структуру, предметное содержание, речевые механизмы. В структуре речевой деятельности выделяют следующие уровни [8, с. 3]:Первый - мотивационный, характеризующийся наличием мотивов и целей. У младшего школьника есть такие мотивы: желание научиться читать, узнать что-то новое, понять, о чем говорится в книге, получать удовольствие от чтения.Второй уровень – ориентировочно-исследовательский, это уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. При чтении этот слой обновляется в текстовом отображении, определении темы, создании ссылок и прогнозировании содержимого. Студент изучает структуру текста и пытается предсказать события.