Механизмы психологической защиты личности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современные условия жизни, особенно в условиях мегаполиса, создают предпосылки для роста психической напряженности у людей. Высокая конкуренция на рынке труда, обострившаяся в связи с мировым экономическим кризисом; высокий темп жизни и другие факторы ведут к тому, что человек все чаще не справляется с трудностями жизни. В такой ситуации очень важно, каким путем он решает проблемы. И в этой связи особую актуальность приобретает проблема психологических защит, ведь именно они являются одним из тех способов, которыми человек снижает уровень психической напряженности. Важно, что от того, какую именно психологическую защиту использует личность, во многом зависит продуктивность ее жизни и развития. Вот почему, изучение психологических защит, а также факторов, обуславливающих их выбор, представляет не только теоретический, но и практический интерес.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
1. Психологические подходы к исследованию структуры темперамента
2. Сущность и классификация механизмов психологической защиты
3. Особенности темперамента и механизмов психологической защиты в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1. Организация и методы исследования
2. Результаты исследования
3. Анализ результатов исследования
Заключение
Библиографический список
СПИСОК
Абжанова И.Р. Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации / И.Р. Абжанова // Молодой ученый. – 2022. – № 31(426). – С. 76-78.
Асадуллина Л.Р. Механизмы психологической защиты / Л.Р. Асадуллина // Студенческий. – 2022. – № 19-5(189). – С. 28-30.
Акопов Г.В. Проблема развития детского сознания в психологической системе Л.И. Божович // Культурно-историческая психология. – 2019. - №2. – Т. 15. – С. 72-78.
Аминов Н.А., Осадчева И.И., Блохина Л.Н. Новые взгляды на человеческий темперамент (по И.П. Павлову) // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании. – Уфа: Агентство международных исследований, 2019. – С. 9-15.
Батаршев А.В. Темперамент и характер: психологическая диагностика. – М., Владос-Пресс, 2019. – 337 с.
Бондарь Л.С. Взаимосвязь темперамента и характера: психофизиологический аспект / Л.С. Бондарь, В.В. Волобуев // Психология человека и общества. – 2022. – № 4(45). – С. 11-14.
Бережная Н.В. Взаимосвязь темперамента и копинг-стратегий подростков, занимающихся баскетболом / Н.В. Бережная // Инновационная наука. – 2022. – № 4-2. – С. 147-149.
Васюкова Д.И. Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности // Дружининские чтения. – Сочи: Сочинский государственный университет, 2018. – С. 134-137.
Виноходова Е.Н. Темперамент и индивидуальность // Студенческий вестник. – 2019. - №5-1 (55). – С. 37-39.
Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2017. - 240 c.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М.: Юрайт, 2019. - 336 с.
Гордина А.В. К вопросу о понятии темперамента. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2017. – С. 18-20.
Гладышев Ю.В. Тип темперамента и степень выраженности механизмов психологических защит / Ю.В. Гладышев // Психология. Психофизиология. – 2022. – Т. 15. – № 2. – С. 115-123.
Холерик, как и сангвиник, по мнению М.В. Хачатрян, «обладает малой чувствительностью и активностью. Но он неуравновешен, вспыльчив, нетерпелив, может быть даже агрессивен. Для него характерны быстрая смена настроения, цикличность в поведении, быстрая смена интересов, в общение конфликтность и неуступчивость, наличие организаторские способности, ярко выраженная экспрессия, высокий уровень активности. По направленности – экстраверты» [43].Флегматики, полагает Е.А. Рыбина, «обладают сильной, уравновешенной и инертной нервной системой. Ему присущи терпеливость, самообладание, бедная мимика, замедленная речь и движения, низкая коммуникабельность. Усидчив, спокоен, настойчив и мягок. Чувства возникают медленно, глубоки и постоянны. Умеет контролировать свои эмоции, интроверт» [37].Меланхолики, имеют слабую, неустойчивую, инертную нервную систему. Ребенок замкнут, нерешителен, застенчив, робок. Обладает устойчивыми интересами, отвлекается во время работы. По направленности является интровертом. Темперамент имеет тесную связь с продуктивностью деятельности, влияет на установление вида реализуемой деятельности без определения социальных ценностей, морально волевых качеств [31].