Социально – психологические факторы успешности адаптации молодого специалиста
Введение
Профессиональная деятельность – неотъемлемая часть жизни современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.
Профессиональную адаптацию специалистов можно определить, как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства. Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы.
Психологи отмечают, что становление человека как профессионала непосре
Содержание
Введение…………………………………………………….….…………………….4
Глава I. Социально - психологические исследования развития личности в профессиональной деятельности………………………………..…………..…..….8
1.1 Особенности развития личности в период ранней взрослости……..…..…...8
1.2 Психологические теории адаптации личности………………………..……12
1.3 Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности…...18
1.4 Факторы психологической адаптации к профессиональной деятельности………………………………………………………………………..23
Глава II. Социально-психологические проблемы в начале построения карьеры молодого специалиста………………………………………………..…………….28
2.1 Психологические предпосылки карьерного роста…………………………28
2.2 Социально-психологические проблемы становления молодого специалиста…………………………………………………………………………32
2.3 Модель социально-психологической адаптации молодого специалиста…………………………………………………………………………37
2.4 Организация и методы исследования социально-психологической профессиональной адаптации молодых специалистов…..…………………….43
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………...……….50
Приложение……………………………………………...………………………….53
Список литературы
1. Андреева Е.Л. Социально-психологический климат научно-производственного коллектива как фактор адаптации молодого специалиста / Е.Л. Андреева // Канд. дис. М., 1987.
2. Белкин П.Г. Социально-психологические факторы адаптации молодого специалиста в научном коллективе / П.Г. Белкин // Канд. дис. М., 1985.
3. Витенберг Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным куьтурным изменениям Витенберг Е. В. - автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологическихнаук. Санкт-петербургский университет, на правах рукописи, 1994. - С. 17.
4. Викстрем К. Проблема идентичности. Управление взаимодействием между проектно-ориентированными компаниями Викстрем., Р. Карлсон Персонал МИКС.2000.№ 8-9.С.46-52.
5. Ганихина Д.Ю. Наставничество в системе обучения и адаптации новых сотрудников / Д.Ю. Ганихина - Справочник по управлению персоналом, № 5, 2004, С. 70-79.
6. Дворецкая М.Я.Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения / М.Я. Дворецкая Автореф. Дис. канд. психол. наук. - СПб., 2003. - С.21.
7. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С.А. Дружилов - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. - С. 242.
8. Емекеев А.А. Адаптация молодого специалиста на предприятии: проблемы и решения / А.А. Емекеев Регионология, № 4, 2004, С. 171-180.
9. Задорожная И. И. Социально-психологическая адаптация выпускников вузов на рынке труда: Учеб. - метод. Пособие И.И.Задорожная, 2003 - С.44.
10. Зотеева Н.В. Социальные и психологические аспекты профессиональной ориентации и адаптации учащейся молодежи / Н.В. Зотеева. Материалы Российской научно-практической конференции. Екатеринбург 2004.
11. Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности. / Е.Н. Игнатова., Л.В. Куликов., М.А Розанова //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Ч.2. СПб, 1995.
12. Карпен
Характеризуя различные аспекты производственной адаптации (психофизиологической, профессиональной, социально-психологической), Т. Н. Вершинина высказала мысль, что не все эти аспекты равноправны. Профессиональный и психофизиологический аспекты, по ее мнению, выступают в качестве доминирующих, а социально-психологический играет роль подчиненного.
В. А. Самойлова, изучавшая социально-психологическую адаптацию личности в производственном коллективе, пишет: ?Успешная адаптация к коллективу выступает не только как одна из целей взаимодействия личности с производственной средой, но и как важнейшее условие эффективности других видов адаптации. Чем меньше молодому специалисту требуется времени на адаптацию к коллективу, тем короче срок, н