Современный экомузей: опыт музеев Франции
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. XX век привнес много нового в теорию и практику музейного дела: от полного отрицания музея как института модернистами до его апологетики и признания эпохи постмодерна временем тотальной музеефикации, когда музей может заинтересоваться любым явлением действительности. Музейным сообществом в разных странах обсуждается вопрос о кризисе музея традиционного, растет количество музеев, ширится их профильная и видовая принадлежность. Одной из новых групп музеев, рожденных второй половиной XX века, представляются экомузеи, являющиеся, по сути, разновидностью музеев под открытым небом.
Экомузеи характеризуются:
- Интенсивным взаимодействием с местным населением, связью с его хозяйственной и культурной деятельностью, активным участием местного населения на всех этапах создания и функционирования музея;
- наличием четко зафиксированной социальной миссии, направленной на творческое развитие местного сообщества, его культурной самоидентификации и на решени
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОМУЗЕЯ 4
1.1. Сущность понятия экологического музея 4
1.2. Классификация экомузеев 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОМУЗЕЯ ФРАНЦИИ 19
2.1. Музей Франции «Крезо-Монсо» 19
2.2 Результаты исследования аудитории экомузея «Крезо-Монсо» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Беляев Л.А. Музейно-парковый комплекс России в г. Иерихон // Комплексные археологические исследования при строительстве, реконструкции, реставрации, землеустройстве, земляных, мелиоративных и хозяйственных работах. – М.: ИА РАН, 2015. – С. 30-31.
2. Агарков Ю.В., Агарков А.Ю. Концепция создания российского музейно-паркового комплекса естественной истории // Экологические проблемы и стратегия устойчивого развития агломерации город-курорт Сочи: Сб. науч. ст. по мат. II науч.-прак. конф. – Сочи, 2021. – С. 201-205.
3. Пряхин А.Д. Изучение комплекса памятников древнерусского времени Вантит на северной окраине г. Воронежа и придание территории статуса музейно-паркового комплекса // Труды III(XIX) Всеросийского археологического съезда / ИИМК РАН, ИА РАН, ИАЭ СО РАН. – В.Новгород ; Ст. Русса: ИИМК РАН, 2021. – С. 176–178.
4. Гнедовский Б.В. Методические рекомендации для подготовки проектной документации и проектирования музеев под открытым небом: история создания и общая методика : в 2 ч. Ч. 1. – М.: 2019. – 18 с.
5. Севан О.Г. Музеи под открытым небом Европы // Обсерватория культуры. – 2022. – № 3. – С. 60–69.
6. Севан О.Г. Российские музеи под открытым небом // Обсерватория культуры. – 2022. – № 6. – С. 66–75.
7. Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. – М.: Этерна, 2019. – 462 с.
8. Тихонов В.В. Анализ методической базы музеев под открытым небом России. – Иркутск: Макаров, 2020. – 176 с.
9. Тихонов В.В. Практика создания зарубежных и российских этнографических музеев под открытым небом // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2020. – № 9. – С. 3–8.
10. Тихонов В.В. Особенности и перспектива формирования методической базы этнографических музеев под открытым небом в СССР и России // Омский научный вестник. – 2022. – № 5. – С. 251–254.
11. Глушкова П.В. Классификация музеев под открытым небом в аспекте актуализации нематериального культурного наследия // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2020. – № 1-1(61). – С. 59–63.
12. Нельзина О.Ю. Тематические парки как учреждения музейного типа: проблемы и перспективы / Нельзина О.Ю., Окороков А.В., Поляков Т.П.. – М.: Ин-т Наследия, 2020. – 288 с.
13. Boardman K. Revisiting Living History: A Business, An Art, A Pleasure, An Education // The living
В современной музейной практике встречаются разные вариации использования технологий «живого музея». В случае, если такие технологии становятся основой экспозиционной деятельности музея под открытым небом, происходит его преобразование в масштабный «живой музей», стирающий грани 5 между музейными моделями и реальностью. Подобные учреждения отечественные исследователи называют как «живыми» [13, 23, с. 22–112], так и средовыми [9].
В зарубежной теории и практике концепция «живого музея» ассоциируется с идеей «нового», «полезного музея» американского библиотекаря Дж. К. Дана. Он подчеркивал, что такой музей должен находиться в тесном взаимодействии с местным населением, чтобы обеспечивать сохранение функционирующей, развивающейся традиции [23], и тем самым предвосхитил музейные проекты второй половины ХХ столетия, ознаменовавшие рождение экому