Типы межсубъектного взаимодействия в системе психологического сопровождения иностранных студентов
Введение
Актуальность темы исследования. Глобализация влияет на интеграционные процессы в высшем профессиональном образовании. Транснационализация образования обязывает российские вузы в борьбе за повышение своего конкурентного потенциала приглашать все больше иностранных студентов. В настоящее время в вузах России обучаются около 90 тыс. иностранных студентов. Наибольшее количество составляют граждане стран Азии, Африки и Латинской Америки (54%) и стран СНГ (35%), далее следуют представители Западной и Восточной Европы, Северной Америки и Океании и других стран. Иностранные граждане обучаются в 90 университетах, 50 педагогических и 530 отраслевых вузах Российской Федерации.В Российском университете дружбы народов обучаются студенты примерно из 140 стран мира, их численность составляет 3,9% от общего количества иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ
1.Особенности психологической адаптации иностранных студентов
2. Особенности социокультурной адаптации иностранных студентов
Выводы по первой главе.
ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Проблема исследования, цель, задачи, гипотезы
2. Описание результатов
Выводы по второй главе.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Выводы по третьей главе.
Заключение
Список литературы
Приложения
Список литературы
1.Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие..- М.: Никколо-Медиа, 2021, 139 стр.
2. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Учебное пособие. - Барнаул, Изд-во АГУ, 2020.
3.Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко), Фундаментальные исследования, 2021, № 8, 284-288 стр.
4. Ермакова Ю.Б., Сапогова И.А. Возможные формы активизации внутренней позиции у студентов на первом этапе профессионализма // Развивающаяся личность в системе высшего образования России. 44. - Ростов н/Д., 2012. - 111 - 112.
5. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. — 2021. - Т. 22. - № 4. - С .51 - 59.
6. Киящук Т.В. Теоретические и практические аспекты социально психологического сопровождения студентов в учебной деятельности: Учеб. пособие. - М. Изд-во РУДН, 2016 г. - 1 - 137.
7. Киящук ТВ. Модели службы психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2018. - № 3. - 59 - 68.
8. Красильников И.А., Константинов В.В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2019. - №4.
9. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс культурную психологию. - М., 2009.
10. Левина М.М. Образование как гуманитарная ценность в современной культуре // Общество, образование, человек: Сб. тезисов. - Ярославль, 2018. - Ч. 1. - 84.
11. Лушин П.В., Шуранова И.Ю. Психологическая служба педагогического института // Вопросы психологии. - 2013.- № 3. 122-125.
12. Налчаджян А.А. Основы этнопсихологии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных вузов. - Ереван: Огебон, 2013.
Социокультурная адаптация (или межкультурная адаптация) в качестве вида социальной адаптации происходит в непривычной культурной среде. Социокультурная адаптация студенческой молодёжи исследуется достаточно большим количеством учёных за рубежом, а наиболее влиятельных из них можно выделить У. Серле, К. Уорд, А. Кеннеди, Дж.У. Берри, В.С. Кастро и Ю.Ю. Ким [14].Одной из наиболее признанных моделей социально-психологической адаптации современной студенческой молодёжи, обучающей за рубежом, является межкультурная модель У. Серле и К. Уорда (Searle& Ward). Эти психологи в своей модели дифференцируют психологическую и социокультурную адаптацию. Психологическая адаптация имеет связь с удовлетворенностью жизнью и психологическим благополучием и оказывается под влиянием личности, изменений в жизни, стилей совладания и социальной поддержки. Социокультурная адаптация связана с обучением приемлемым в культурном отношении навыкам и зависит от приобретения социальных навыков и обучения культуре, которые обусловлены продолжительностью проживания в новой культуре, взаимодействием с местными гражданами, свободным владением языком и освоением стратегии аккультурации.