Методическое руководство формированием здорового образа жизни у младших школьников
Введение
Актуальность проблемы формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста обусловлена требованиями федерального закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ пункт 4 статьи 41 гласит: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации».Во ФГОС НОО отмечается необходимость «пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения»:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................11
1.1.Сущность понятия «здоровый образ жизни» .........................................11
1.2.Психолого-педагогические особенности формирования основ здорового образа жизни у детей 7–9 лет.............................................................................22
1.3.Методические основы формирования основ здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности...............31
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...................................................................................................43
2.1.Диагностика основ здорового образа жизни у младших школьников на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы............................43
2.2.Содержание работы по формированию основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности...............58
2.3.Диагностика основ здорового образа жизни у младших школьников на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы...................................77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................................93
Приложения
Список использованных источников
Адаптация, экология и восстановление здоровья / Н. А. Агаджанян, А.Т. Быков, Г. М. Коновалова – Москва; Краснодар: Пилигримпарк, 2003. – 260 с. – Текст: непосредственный.
Айдаркин, Е. К., Иваницкая, Л. Н. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии / Е. К. Айдаркин, Л. Н. Иваницкая: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008. – 176 с. – Текст: непосредственный.
Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. – Москва: Изд-во Юрайт, 2019. – 281 с. – Текст: непосредственный.
Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (Лекция 3) // Дошкольное образование. 2004. № 19. – Текст: непосредственный.
Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (Лекция 4) // Дошкольное образование. 2004. № 20. – Текст: непосредственный.
Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье. – Москва: Физкультура и спорт, 1987. – 64 с. – Текст: непосредственный.
Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья: ACT, Сталкер. – Москва; Донецк, 2004. – 592 с. – Текст: непосредственный.
Байбородова С.В. Внедрение здоровьесберегающих технологий во внеурочную деятельность начальной школы // Вопросы науки и образования. 2018. № 16 (28). С. 48-50. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-vovneurochnuyu-deyatelnost-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 28.10.2021). – Текст: электронный.
Бачиева Э.Ю., Асадулаева Ф.Р. Система валеологического образования младших школьников и перспективы ее развития // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2011. № 11 (81). С. 22-25. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17078319 (дата обращения: 25.10.2021). – Текст: электронный.
Сохранение здоровья подрастающего поколения является одной из ключевых государственных задач в настоящее время: с одной стороны, это обусловлено общим ухудшением состояния здоровья населения Российской Федерации в силу действия ряда факторов, среди которых можно назвать климат, состояние окружающей среды и другие; с другой стороны, это вызвано увеличением числа заболеваний среди школьников. Приоритетным вектором применения, распространения и обучения методикам сохранения здоровья на сегодняшний день является работа с детьми младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период по большей мере формируется не просто основа будущего развития организма, но и привычка быть здоровым – формирование осознанного, ценностного отношения к своему здоровью, что доказано психолого-педагогическими исследованиями.Для определения обозначенных психолого-педагогических условий, прежде всего, необходимо разобраться в понятийном аппарате заданной темы, изучить историю развития процесса формирования основ здорового образа жизни у младших школьников, а также исследовать современное состояние проблемы и перспективы развития направления в нашей стране.