Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников средствами игровой деятельности

Скачать дипломную работу на тему: Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников средствами игровой деятельности. В которой определена сущность и содержание понятия «эмоционально-волевая сфера дошкольников». Изучены существующие методики развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
01.10.2025
Объем файла
154 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема развития эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста выделяется как одна из главных и приоритетных задач современного дошкольного образования.
В условиях дошкольной образовательной организации, содержание работы, сконцентрированной на развитии у детей дошкольного возраста эмоционально-волевой сферы, чрезвычайно актуально. Современные дети все больше времени проводят наедине со всевозможными гаджетами, предпочитая общаться с ними, а не с реальными сверстниками и взрослыми. Поэтому современные дети стали «глухими» к чувствам других. Но никто не отменял мысль о том, что именно «живое» общение обогащает чувственную сферу личности.
 

Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………….7
1.1. Эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста: сущность, содержание, особенности ………………………………………………………… 7
1.2. Средства игровой деятельности дошкольников и их влияние на эмоционально-волевую сферу ……………………………………………………13
1.3. Методическое обеспечение развития эмоционально-волевой сферы личности ребенка средствами игровой деятельности ………………………… 19
Выводы по первой главе ………………………………………………… 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ИССДЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………….23
2.1. База и организация исследования эмоционально-волевой сферы старших дошкольников ……………………………………………………………23
2.2. Комплекс игр и игровых упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников в условиях Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Поныровский детский сад «Ромашка» Поныровского района Курской области………………………….32
2.3. Результаты апробации комплекса игр и игровых упражнений и перспективные направления по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников ……………………………………………………………42
Выводы по второй главе ………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………………………..50
Приложения ………………………………………………………………………53

Список литературы
Анохин П. К. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М., 1966.
Баканов Е.Н. Стадии развития волевых процессов / Е.Н. Баканов // Вестник Москвы. Ун-та. 1997. с. 12-22.
Богуславская В.Ф. Психофизиологические и психологические характеристики детей 6-7 лет с различной степенью готовности к обучению в школе / В.Ф. Богуславская // Автореф. дис. . канд. психол. наук. Ростов на - Дону. 2020. - 19 с.
Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. – М., 2016.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М., 1996. – 178 с.
Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М., 1997. – 540 с.
Доронова Т.Н. Развитие детей 6-7 лет в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М., 1999. – 204 с.
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. – М., 2019.
Ежкова Н.С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимовлияния / Н.С. Ежкова.
– Тула : Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. – 156 с.
Ежкова Н.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика / Н.С. Ежкова. – Тула : Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2016. – 119 с.
Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2011. – 84 с.
Запорожец, А. Роль игры в воспитании детей / А. Запорожец. – М. : Просвещение,1976. – 96 с.
Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. – М. : Педагогика, 1986. – 162 с.
Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей: пособие для психолого-медико- педагогической комиссии. И: ВЛАДОС, г. Москва, 2013.
Изард К.Э. Психология эмоций. - Санкт-Петербург, 2018.
Изотова Е. И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: Канд. дис.... психол. наук. — М., 1994.

Известно, что дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее – от базовых эмоций он переходит к более сложной гамме чувств. Ребенок становится более уравновешенным и способным самостоятельно оценить свое эмоциональное поведение, назвать переживаемые эмоции, а также владеет навыками эмоционального предвосхищения своих действий и поступков окружающих его людей.В числе негативных эмоциональных проявлений ребенка, которые обращают на себя внимание и вызывают тревогу у взрослых являются:  детская агрессивность, депрессивность, невротизм, конфликтность, тревожность, чувство враждебности и неполноценности. Эти эмоции и чувства нуждаются в раннем распознавании, выяснении причины и  своевременной коррекции.