Организация внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
ВВЕДЕНИЕ
Государственные (муниципальные) учреждения выполняют важные функции для общества и государства. Они обеспечивают реализацию социальных, экономических, культурных и других программ и проектов, которые направлены на улучшение качества жизни граждан и развитие страны в целом. Однако, деятельность государственных (муниципальных) учреждений не всегда соответствует установленным стандартам и требованиям, что может приводить к неэффективной работе организаций, неэффективному расходованию бюджетных средств, коррупции и другим негативным последствиям.В связи с этим, внедрение системы внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях является крайне необходимым, так как она позволяет своевременно выявлять и устранять нарушения и недостатки в работе организаций, повышать эффективность их деятельности, укреплять доверие общества к государственным (муниципальным) учреждениям и повышать прозрачность их работы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты организации ВНУТРЕННего КОНТРОЛя………………………………………………………………………6
1.1 Понятие системы внутреннего контроля в Российской Федерации……….6
1.2 Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих внутренний контроль в Российской Федерации и за рубежом……………………………...14
1.3 Сравнительный анализ практик системы внутреннего контроля…………21
2 Методические подходы к организации внутреннего контроля в МБУ ФК………………………………………………………..30
2.1 Принципы, требования к формированию и элементы системы внутреннего контроля…………………………………………………………………………...30
2.2 Информационное обеспечение системы внутреннего контроля……….…43
2.3 Порядок проведения выездных и камеральных проверок………………...49
2.4 Методы внутреннего контроля и их практическое применение………….53
3 Внутренний контроль в системе менеджмента качества и особенности его проведения в МБУ ФК……..60
3.1 Реализация внутренним аудитом и комплаенс-контролем контрольно-регулирующей функции внутреннего контроля………………………………..60
3.2. Методика проведения аудиторских проверок……………………………...63
3.3. Внедрение СМАРТ-контроля……………………………………………….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...78
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023)
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция)
Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н (ред. от 30.06.2020) "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46517)
Приказ Минфина России от 30.12.2017 N 274н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 260н (ред. от 13.12.2019) "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности".
Государственные стандарты Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Нормативные документы по внутреннему контролю в государственных учреждениях Российской Федерации // КонсультантПлюс.
Андреев, А. А. (2018). Внутренний контроль: понятие, сущность, методы и формы. Электронный научный журнал "Вестник ЮУрГУ", 21(2), 144-150.
Архипова, Е. А. (2018). Особенности внутреннего контроля в государственных учреждениях РФ. Вестник НГИЭИ, 6(44), 61-66.
Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С. 125.
Афоничева Н.Н., Гущина А.А., Губанова И.А. Внутренний контроль в государственном управлении: практика и методы повышения эффективности. М.: Издательство Норма, 2021.
Блинов М.И. Внутренний контроль и аудит: теория и практика. – М.: Юстицинформ, 2021.
Богачев, В. И. (2018). Организация и осуществление внутреннего контроля в государственных учреждениях. Электронный журнал "Государственная служба", 1(57), 32-39.
Особая роль в обеспечении сохранности и рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов государственными структурами, а также в предотвращении непроизводительных расходов и потерь принадлежит контролю.В статье 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля (Лима, октябрь 1977 г.), принятой на IX Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), отмечается, что организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, поскольку такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Данный контроль не является самоцелью, а представляет собой неотъемлемую часть системы регулирования, ориентированной на вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на наиболее ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.Контроль - деятельность уполномоченных лиц по проверке соответствия тех или иных процессов, например социально-экономических, включая финансовые, правовые, технологические, экологические и др., установленным требованиям на предмет выявления отклонений с точки зрения соответствия определенным нормам и правилам с целью принятия соответствующих корректирующих управленческих решений, в том числе для предотвращения подобного несоответствия.