Исследование взаимосвязи психологического здоровья и саморегуляции у пожилых людей

Скачать дипломную работу на тему: "Исследование взаимосвязи психологического здоровья и саморегуляции у пожилых людей". В которой изучены особенности психологического здоровья и процессов саморегуляции у пожилых людей. Установлены особенности взаимосвязей компонентов психологического здоровья и саморегуляции у людей пожилого возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.09.2025
Объем файла
857 Кб
Количество страниц
84
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Процесс демографического старения населения стал ключевым фактором для изучения особенностей пожилого возраста. Одной из основных задач клинической психологии становится исследование оптимизации процесса старения человека и создания благоприятных условий для его жизнедеятельности [1].
Снижение качества психических процессов и прогрессирование хронических заболеваний в пожилом возрасте во многом обусловлены физиологическими процессами старения и генетическим фактором [2,3]. В то время как влиянием на естественную природу онтогенеза человека занимаются медицина и фармакология, для специалистов психологических направлений становится актуальным исследовать качество жизни пожилых людей со стороны психосоциальных факторов [4].
Современные подходы для понимания психологических механизмов старения и коррекции нарушений обращаются к более высоким уровням психической деятельности, например, к развитию процессов саморегуляции.
Саморегуляция – это системный феномен, включающи

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Взаимосвязь психологического здоровья и саморегуляции у пожилых людей 7

1.1 Психологическое здоровье в пожилом возрасте 7

1.1.1. Подходы к понятию «психологическое здоровье человека» 7

1.1.2. Особенности психологического здоровья в пожилом возрасте 11

1.1.3. Современные методы поддержания психологического здоровья в пожилом возрасте 18

1.2. Саморегуляция в пожилом возрасте 24

1.2.1. Представление о саморегуляции в зарубежной психологии 24

1.2.2. Представление о саморегуляции в отечественной психологии 36

1.2.3. Взаимосвязь психологического здоровья и саморегуляции 40

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи психологического здоровья и саморегуляции у людей пожилого возраста 51

2.1. Участники, материалы и методы исследования 51

2.2. Результаты исследования 59

2.2.1. Описание результатов корреляционного анализа психологического здоровья и саморегуляции 59

2.2.2. Описательная статистика показателей психологического здоровья и саморегуляции в экспериментальной и контрольной группах 64

2.2.3. Описание результатов формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группе 71

2.2.4. Обсуждение результатов 73

Заключение 79

Список литературы 81

Приложения 90

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Boerio P., Garavaglia E., Gaia, A. Active ageing in Europe: Are changes in social capital associated with engagement, initiation and maintenance of activity in later life? // Ageing and Society. – 2021. 

2. Heiby, J.C., Ori, A.  Organelle dysfunction and its contribution to metabolic impairments in aging and age-related diseases. // Current Opinion in Systems Biology/ – 2022. – 30, № 100416. 

3. Чугунова Д.Н., Ослопов В.Н. 50 лет в поисках «гена долголетия». [Электронный ресурс] // Казанский медицинский журнал. – 2012. URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/2090/1707/ru_RU (дата обращения: 20.05.2022).

4. Шабунова А.А., Барсуков В.Н. Тенденции демографического старения населения Российской Федерации и пути их преодоления. [Электронный ресурс] // Проблемы развития территории. – 2015. URL: http://pdt.vscc.ac.ru/article/1228 (дата обращения: 20.05.2022).

5. Garcia-Willingham, N.E., Roach, A.R., Kasarskis, E.J., Segerstrom, S.C. Self-Regulation and Executive Functioning as Related to Survival in Motor Neuron Disease: Preliminary Findings // Psychosomatic Medicine, - 2018. - 80 (7), P. 665-672. 

6. Сериков А.В. Сущность и феноменология психологического здоровья. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека БГУ. – 2019. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/231698/1/Сериков_19_Психология_%20ч.%203-327-335.pdf  (дата обращения: 22.06.2022).

7. Карвасарский, Б.Д. Неврозы: руководство для врачей / Б.Д. Карвасарский. – М.: Медицина, 1980. – 447 с.

8. Ушаков, Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства / Г.К. Ушаков. – М.: Медицина, 1987. – 303 с.

9. Александровский, Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация /Ю.А. Александровский. – М.: Наука, 1976. – 272 с.

10. Философский словарь / И.Т. Фролов [и др.]; под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 588 с.

11. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. –  М.: Мысль, 1988. –  301 с.

12. Малейчук, Г.И. Психологическое здоровье личности: клинико-феноменологический подход: монография / Г.И. Малейчук. – Брест: Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина, 2009. – 205 с.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: 1975.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

15. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Вохмянина Т.В. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с. – (Руководство практического психолога).

16. Дубровина, И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования / И.В. Дубровина. – М.: Моск. психол. соц. ун-т, 2014. – 464 с.

17. Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей // Прикладная психология. – 2002. – №5-6. – С.83 – 94.

18. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. – М.: Изд. центр «Акадения», 2010. – 110 с.

19. Волочков, А.А. Структура психологического здоровья студентов / А.А. Волочков, Е.В. Репина // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2016. – № 1. – С. 38–5.

20. Толстых О.Е. Отношение 

Сюда относятся неспособность бросать вредные привычки, заниматься регулярными тренировками памяти и внимания, принимать прописанные лекарства и т.п.
Во-вторых, это чрезмерный самоконтроль – гипертрофированная регуляция собственного поведения, например, занятия физическими нагрузками не по возрасту, когда пожилой человек прикладывает огромные усилия ради поддержания своей формы, но это приводит к ухудшению здоровья и качества жизни.
В-третьих, «ошибочная» саморегуляция относится к ситуациям, когда самоконтроль ориентирован на достижение нереалистичных целей, обусловленных нередко когнитивными ошибками. В случае с непосильными нагрузками чрезмерный самоконтроль сопровождается «ошибочным» самоконтролем – нереалистичные цели поддержания своего здоровья могут быть вызваны, в частности, нарушениями восприятия собственного возраста и физических возможностей, иррациональным стремлени