Использование художественных фильмов на уроках мировой художественной культуры
Введение
Мировая художественная культура обладает неповторимым ценностным потенциалом, включающим весь спектр общечеловеческих, национальных и этнических ценностей, выраженных языком искусства. Предмет «Мировая художественная культура» формирует особенное мышление – художественное, пробуждает творческие возможности человека, создает художественно-эстетический подход к миру.
Развитию данных качеств обучающихся на основе изучения ценностного содержания мировой художественной культуры способствуют художественные фильмы. Аудиовизуальный ряд помогает эмоционально-чувственному восприятию, а также более углубленному осмыслению художественных, эстетических, нравственных и ценностных смыслов культуры и искусства.
Эффект воздействия кино на сознание неоспорим, поскольку использует одновременно несколько способов убеждения: звук, динамичная картина, результат психологического вовлечения и эмоционального сопереживания. Поэтому понятны тот интерес и значение, которые имеют художественные фил
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Художественный фильм как средство обучения на уроках мировой художественной культуры 6
1.1. Анализ учебных программ и стандартов по МХК 6
1.2. Анализ учебников по МХК 12
Глава 2. Практика применения художественного фильма на уроках мировой художественной культуры 15
2.1. Приемы использования художественных фильмов в процессе изучения предмета «Мировая художественная культура» 15
2.2. Методика анализа текста кино на уроке МХК 22
Заключение 26
Список источников 28
Приложение 1. 32
Приложение 2. 34
Список источников
1. Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия. – М.: ВГИК, 2003. [Электронный ресурс], URL: https://www.libfox.ru/608788-yuriy-arabov-kinematograf-i-teoriya-vospriyatiya.html
2. Буторина Н.И. Информационные технологии в образовательном процессе / Н.И. Буторина // Инновации в современном музыкально-художественном образовании. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2008. – 305 с. URL: http://elib.uraic.ru/bitstream/123456789/4112/1/nito_2014.pdf
3. Глазырина Е.Ю. Интерактивные технологии в современном музыкально-художественном образовании. Образование и наука. 2013. – 121-137 с. [Электронный ресурс], URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/3676
4. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2010. [Электронный ресурс], URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-mhk-10-11-klass-po-uchebniku-g-i-danilovoj-4069979.html
5. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 366, [2] c.: ил. URL:https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2F51dcfZJSNhPbVXzfUCUxDH5hEZxYfYTwCoJw3CgfC1E%3D&name=18241.pdf
6. Емохонова Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10-11 класс. – М.: «Просвещение», 2008. [Электронный ресурс], URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-mhk-klassi-po-lg-emohonovoy-984187.html
7. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – 6-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.: ил., [32] с. цв. вкл. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2FkfVlzLekVMjAZPo6bZsQCNgXWOlmUW4hsAJ0XpElGv8%3D&name=18242.pdf
8. Жинкин Н.И. Психология киновосприятия // Кинематограф сегодня. Вып.2. – М.: Искусство, 1971. – 214-254 с. URL: http://psycholinguistik.narod.ru/index/0-97
9. Зинченко В.П. Восприятие и визуальная культура / В.П. Зинченко — «ЦГИ Принт», 2017. – 599 с. URL: https://iknigi.net/avtor-vladimir-zinchenko/242014-vospriyatie-i-vizualnaya-kultura-vladimir-zinchenko/read/page-1.html
10. Информационные технологии обучения [Электронный ресурс], URL: https://studopedia.ru/9_115649_informatsionnie-tehnologii-v-obrazovanii.html
11. Использование видеоматериалов на уроках мировой художественной культуры / О.Н. Давыдюк. [Электронный ресурс], URL: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-videomaterialov-na-urokah-mirovoy-hudozhestvennoy-kulturi-iz-opita-raboti-917510.html
12. Использование учебного кино как средства формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе / Н.М. Науменко, О.С. Шаврыгина. [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-uchebnogo-kino-kak-sredstva-formirovaniya-obscheprofessionalnyh-i-professionalnyh-kompetentsiy-studentov-v-protsesse
13. Использование художественных и документальных фильмов на уроках / Ю.А. Смирнова, Е.А. Шуваева. [Электронный ресурс], URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=29825
14. Кинематограф в образовательном процессе / Е.В. Иванова. [Электронный ресурс], URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=31105
Текст очень понятный, доступный. Есть дополнительные вставки в самом тексте с интересными фактами, легендами, историями из жизни знаменитых людей. Это делает чтение учебника не таким унылым. В начале каждого параграфа есть маленький "спойлер" о том, что будем узнавать на этом уроке, какие-то определенные имена, сооружения или картины.
В конце каждого урока есть вопросы и задания по пройденного материалу, что дает возможность проверить себя. Половина заданий выполняется в рабочей тетради. Также в конце некоторых уроков есть задания «Проектная деятельность», темы которых в основном направленны на анализ архитектуры разных времен и «Творческое задание», темы которых направлены на анализ и сравнение живописи. Есть примечания, словарь основных понятий, рекомендуемая литература, библиография и список иллюстраций.
Как уже говори