Возможности применения комплекса специальных физических упражнений для развития координационных способностей у детей с детским церебральным параличом
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время детский церебральный паралич представляет собой не прогрессирующее заболевание, частично поддающееся функциональной компенсации и коррекции, возникающее в результате повреждения головного мозга или нарушения его развития в перинатальном периоде и приводящее не только к двигательным расстройствам, но и к умственному развитию, задержкой или патологии речи, нарушению слуха и зрения [ REF _Ref124028467 \h Семенова].Детский церебральный паралич проявляется более явно по мере взросления центральной нервной системы ребенка, при этом он вызывает моторные расстройства у 100% детей, психические - у 50% и нарушение речи - у 75% детей.
В последние годы более 15,5 миллионов детей во всем мире страдают детским церебральным параличом. Это говорит о том что их физическое развитие характеризуется несовершенством опорно-двигательного аппарата и ограниченностью возможностей ребенка выполнять широкий спектр двигательных действий в том числе мелкой моторики [
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 6
1.1 Понятие детский церебральный паралич, причины возникновения 6
1.2 Классификация клинических форм детского церебрального паралича 8
1.3 Клинические особенности различных форм детского церебрального паралича 11
1.4 Средства и методы комплексной реабилитации с целью формирования двигательных умений и навыков детей с ДЦП 13
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 24
2.1 Организация и методы исследования 19
2.2 Обоснования возможности применения специальных физических упражнений для развития координационных способностей у детей с детским церебральным параличом с помощью подвижных игр 23
2.3 Результаты исследования и их обсуждение 26
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Патологические рефлексы при ДЦП 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Уровни развития больших моторных функций 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабина Г. В. Логопедия. Дизартрия : учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. - М.: МПГУ, 2016. - 104 с.
2. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи: ДЦП, ЛФK, неврология / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина - М.: Книга по Требованию, 2017. - 326 с.
3. Баранов А.А. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом: учеб.-метод. Пособие. М.: Педиатрь, 2014. 84 с.
4. Вербовой А.Ф. Основы лечебного массажа. СПб.: Феникс, 2002. 320 с.
5. Верхлин В. Н. Комплекс упражнений для детей с ДЦП // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 4. - С. 68-71.
6. Винникова Е. А. Ребенок с детским церебральным параличом / Специальная психология: учеб. Пособие / Е. С. Слепович [и др.] – Минск: Выш. шк., 2012. - С. 346 - 397.
7. Детский церебральный паралич / Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. -СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", - 2001, 272 с.
8. Детский церебральный паралич : учебное пособие / составитель Г. Л. Пономарева. — Киров : Кировский ГМУ, 2016. - 62 с.
9. Диагностика и коррекция нутритивного статуса у детей с детским церебральным параличом : учебно-методическое пособие / Д. О. Иванов [и др.]. — Санкт-Петербург : СПбГПМУ, 2020. - 100 с.
10. Дубровский В.Г. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник / В. Г. Дубровский. Мед. информ. Агенство, 2001. - 608с.
11. Зельдин Л. М. Развитие движения при различных формах ДЦП: Научно-популярное / Зельдин Л.М., - 3-е изд. - М.: Теревинф, 2015. - 137 с.
12. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП. ЭЛБИ - спб, С. Петербург, 2005. - 112 с.
13. Клочкова Е. В. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. - М.: Теревинф, 2014. - 288 с.
14. Кулеш Н. С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича // Коррекц. Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 6-11.
15. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - М.: Академия, 2001 - 183 с.
16. Лучанинова В.Н. Эффективность реабилитации детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. / В.Н. Лучанинова, С.В. Осмоловский, Т.И. Бурмистрова // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 9-3. – С. 431 – 434.
17. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А. Р. Маллер. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005 - 176 с.
18. Немкова С.А. Ранняя диагностика и комплексное лечение детского церебрального паралича / С.А. Немков
Детский мозг очень пластичен и обладает большими компенсаторными способностями, поэтому ранее начатое лечение дает значительные результаты. В лечении и реабилитации таких детей применяют комбинированное лечение, физиотерапию, ортопедическую и логопедическую коррекцию, ЛФК и массаж.
У детей с церебральным параличом большую роль играет лечебная физическая культура. Обусловлено тем, что наблюдаемые мышечные изменения могут нарушать двигательную функцию или вызывать нежелательные патологические изменения мышечного тонуса. При проведении всех видов двигательных занятий следует избегать переутомления детей, каждому ребенку в соответствии с возрастом необходимо подобрать индивидуальный комплекс лечебной гимнастики [ REF _Ref124032536 \h Качесов].
На ранних этапах развития общей моторики целью всех занятий является выработка медленных статических двигательных рефлексов, устранение последствий тонических рефлексов, а затем развитие активного двигатель