Симптокомплекс профессиональных изменений личности
Введение
Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу обществу внося определенный вклад. Все виды деятельности человека на пути избранной им профессии могут и должны способствовать гармоничному развитию личности, совершенствованию ее нравственного и физического облика. Применительно же к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий, выполнение которых приводит к профессиональным изменениям личности разной степени тяжести. Наряду с этим существуют виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику. Нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса – профессиональную деятельность, профессиональное общение и взаимодействие. Специфика профессиональной деятельности, при определённых условиях, может вызвать развитие негативных явлений в психологической структуре личности. Склонность к
Содержание
Введение 3
1 Теоретико-методологические аспекты формирования профессиональной деформации личности 6
1.1 Особенности деятельности офицеров воинской части 6
1.2 Феномен профессиональной деформация личности: сущность, факторы формирования и виды 15
1.3 Профилактика профессиональной деформации личности 29
2 Эмпирическое исследование внедрения программы профилактики симптомов профессиональной деформации личности 38
2.1 Характеристика базы, выборки и методов исследования 38
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 44
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение А Методика В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания у подгруппы R» 74
Приложение Б Методика В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания у подгруппы С» 77
Приложение В Анкета «Прогноз – 2» 80
Приложение Г Методика Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности» 81
Приложение Д Опросник Г. Шмишека-К. Леонгарда «Изучение акцентуации личности» 82
Приложение Е Методика Е.П. Ильина «Мотив власти» 83
Приложение Ж Методика В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания у подгруппы R» второй срез 84
Приложение К Анкета «Прогноз – 2» второй срез 87
Приложение Л Методика Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности»второй срез 88
Приложение М Опросник Г. Шмишека-К. Леонгарда «Изучение акцентуации личности» второй срез 89
Приложение Н Методика Е.П. Ильина «Мотив власти» второй срез 90
Список используемой литературы
1.Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. / С.П. Безносов — СПб.: Речь, 2004.- с. 21.
2.Полякова О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности. / О.Б. Полякова— М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008.— с 64.
3.Караяни А.Г. Военная психология и ее прикладные аспекты. Учебное пособие. / А.Г. Караяни - М.: Военный университет, - 2008, - 93 стр.
4.Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах: / Б.В. Кузьменко Учеб. Пособие - М.: ВПА, 1996 – с. 154.
5.Афанасьев И.А. Психология управления воинским коллективом. / И.А. Афанасьев, В.А. Губин, М.А. Лобанов - СПб., ВСОК ВМФ. 1993. - с. 91.
6.Дулич Л.М. Социологические и психолого -педагогические аспекты военного управления. / Л.М. Дулич, Д.В. Клепиков - СПб., ВМА. 2002. - с. 102.
7.Клепиков Д.В. Социологические и психолого -педагогические аспекты военного управления. / Л.М. Дулич, Д.В. Клепиков - СПб., ВМА. 2002. - с. 130.
8.Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения: Учеб.пособие. / А.С. Калюжный - Н. Новгород: НГТУ, 2004. – с. 39.
9.Давыдов Г.А. Социальная и военная психология. / Г.А. Давыдов - М.: ВПА, 1998. – с. 67.
10.Калачинская O.A. Руководство психологической работе Вооруженных Силах Р.К. / O.A. Калачинская 2008. – с. 29.
11.Кулаков В.Ф. Военная психология и педагогика. / В.Ф. Кулаков - М., Совершенство. 1998. с. 105 – 111.
12.Кулаков В.Ф. Морально-психологическое обеспечение: проблемы и пути их решения // В.Ф. Кулаков Военная мысль - 1999г – с. 28-30.
13. Сыромятников И.В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время: / И.В. Сыромятников Учебное пос. [Электронная версия]. - М.: ВУ, 1999. – с. 74.
14.Караяни А.Г. Прикладная военная психология. / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников Учебное пособие — СПб.: Питер, 2006. — с. 142-143.
15.Бархаев Б.П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера: / Б.П. Бархаев Учебное пособие
В настоящее время ведется широкая полемика по вопросу соотношения таких понятий, как профессиональная деформация и эмоциональное выгорание. В литературе, к сожалению, до сих пор отсутствует четкое разделение между двумя этими понятиями. По мнению таких ученых как С.П. Безносова, А. К. Маркова, Н.В. Гришина, К. Маслач и др. эмоциональное выгорание относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.
Впервые термин «выгорание» был введен америк